С чего начинается структура деятельности по эльконину

Структура деятельности по эльконину — это особая методика развития речи и мышления у детей. Она была разработана педагогом Захаром Евгеньевичем Элькониным и является одной из наиболее эффективных для развития коммуникативной компетенции.

Суть методики заключается в том, что ребенок активно участвует в игровом процессе, взаимодействуя с разными материалами и ситуациями. Он формирует свою деятельность, осваивает новые знания и умения, развивает свою речь и логическое мышление.

Первоначально, структура деятельности по эльконину начинается с постановки цели. Ребенок с помощью педагога выбирает предмет деятельности и определяет, что он хочет сделать или достичь в результате своей работы.

Понятие структуры деятельности

Структура деятельности в рамках элькониновского подхода представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые обеспечивают организацию и ход деятельности ребенка. Она определяет последовательность и взаимодействие этапов, задач, средств, целеполагания и оценки результатов.

Основными компонентами структуры деятельности являются:

  1. Цель деятельности. Она определяет, что ребенок должен достичь в процессе выполнения задания.
  2. Этапы деятельности. Деятельность структурируется на последовательные этапы, каждый из которых имеет свою специфику и задачи.
  3. Задачи на каждом этапе. Задачи определяют конкретные действия, которые необходимо выполнить для достижения цели.
  4. Средства и материалы. Ребенок использует различные инструменты, предметы и материалы для выполнения задач.
  5. Целеполагание и оценка. Ребенок формулирует собственные ожидания от деятельности и оценивает ее результаты.

Структура деятельности помогает организовать процесс обучения и руководить действиями ребенка. Она позволяет стимулировать его интерес и мотивацию, а также развивать планирование, саморегуляцию, внимание и другие важные навыки.

Составляющие структуры деятельности

Структура деятельности по эльконину включает в себя несколько основных составляющих:

1. Начальное стимулирование – это формирование интереса к деятельности и активизация предварительных знаний участников. Для этого можно использовать различные задания, игры, проблемные ситуации и другие методические приемы.

2. Формирование проблемного положения включает в себя представление задачи или проблемы, которую необходимо решить. Целью этой составляющей является активизация мыслительных процессов и постановка перед участниками целеполагания.

3. План действий – это определение последовательности шагов и средств, которые необходимы для решения поставленной задачи. План действий помогает структурировать и организовать процесс решения задачи.

4. Решение задачи заключается в выполнении плана действий, использовании предварительных знаний и применении соответствующих стратегий. Важно, чтобы участники самостоятельно приходили к решению задачи, а не просто повторяли привычные действия.

5. Анализ результатов позволяет оценить эффективность выполненной работы, выявить ошибки и недочеты, а также совместно с участниками обсудить возможные пути улучшения и развития.

6. Обобщение и систематизация полученных знаний осуществляется на основе проанализированных результатов и позволяет участникам закрепить полученные знания и навыки, а также расширить их дообучением и применением в новых ситуациях.

Основные компоненты структуры

Структура деятельности по методу эльконину состоит из нескольких основных компонентов, которые взаимодействуют между собой и обеспечивают эффективность и результативность образовательного процесса.

1. Задание

Задание – это основная единица работы по эльконину. Оно формулируется учителем и передается учащимся для выполнения. Задание может быть связано с выполнением определенной задачи, решением проблемы или творческим процессом.

2. Материалы

Материалы – это набор различных объектов и предметов, которые используются в процессе работы. Они могут быть разнообразными – от картинок и игрушек до книг и компьютеров. Материалы выбираются с учетом задачи и целей работы.

3. Партнер

Партнер – это другой участник образовательного процесса, с которым взаимодействует учащийся. Работа в паре позволяет развивать коммуникативные и социальные навыки, а также способствует взаимопониманию и сотрудничеству.

4. Рефлексия

Рефлексия – это процесс осознания и оценки происходящего во время работы. Учащиеся задают себе вопросы о своих действиях, их результативности и возможных путях развития. Рефлексия помогает формировать метакогнитивные навыки и учиться самостоятельно анализировать и планировать свою деятельность.

5. Презентация

Компоненты структуры работы по эльконину являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Их правильное использование делает образовательный процесс более интересным, результативным и разнообразным.

Виды деятельности по эльконину

Структура деятельности по эльконину включает в себя несколько основных видов деятельности:

1. Рассказ. Ребенку предлагается рассказать о чем-то или описать свой опыт. В ходе рассказа, он развивает умение выражать свои мысли и чувства, а также улучшает свою речь и словарный запас.

2. Игра в восстановление. Ребенку дается некоторая информация или предложение, которое нужно восстановить или дополнить.

3. Игра в последовательности. Ребенку предлагается набор картинок и он должен составить историю, располагая картинки в правильной последовательности.

4. Создание иллюстрации. Ребенку предлагается создать иллюстрацию на определенную тему. Это помогает развить его творческие способности, воображение и мелкую моторику.

5. Исправление ошибок. Ребенку предлагается текст с ошибками, которые он должен найти и исправить. Это улучшает его навыки поиска ошибок и грамматическую грамотность.

6. Ассоциации. Ребенку предлагается некоторое слово или понятие, и он должен найти связанные с ним слова или идеи. Это помогает развить его ассоциативное мышление и логическое мышление.

7. Задачи на логику и обобщение. Ребенку предлагается задача, которая требует от него анализа, логического мышления и обобщения. Например, составить ряд чисел или определить правило, по которому они строятся.

Таким образом, различные виды деятельности по эльконину способствуют развитию речи, мышления, воображения и творческих способностей у ребенка.

Развитие структуры деятельности

Первоначально, детям предлагается совместная деятельность с воспитателем или учителем. Они помогают детям разобраться в целях и задачах, объясняют, как совершать ту или иную деятельность. В этом случае структура деятельности более жестко задается взрослым.

Постепенно, с развитием детей, взрослые могут предлагать им больше свободы и самостоятельности в выборе целей и способов их достижения. Дети учатся планировать свою деятельность, определять ее последовательность и продолжительность. В результате, структура деятельности становится более гибкой и разнообразной.

Также, важным аспектом развития структуры деятельности является использование различных видов деятельности. Это позволяет детям рассмотреть проблему с разных сторон, использовать разные инструменты и способы решения. Например, дети могут проводить исследования, конструировать, играть ролевые игры и т.д.

Продвижение в развитии структуры деятельности необходимо происходить постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно создавать условия, которые позволяют детям постепенно приобретать навыки самостоятельности и ответственности за свою деятельность.

Таким образом, развитие структуры деятельности по эльконину является важным шагом в формировании познавательной активности и самостоятельности у детей.

Оптимизация структуры

1. Четкая целевая ориентированность. Структура деятельности должна быть ориентирована на достижение определенных целей обучения и развития детей. Каждая активность должна иметь ясную цель, которая помогает ребенку развить определенные навыки или знания.

2. Последовательность и систематичность. Структура деятельности должна быть организована последовательно и систематично. Важно предоставить детям возможность пройти через все необходимые этапы развития в логическом порядке, чтобы они могли осознать и усвоить материал наилучшим образом.

3. Дифференциация и индивидуализация. Структура деятельности должна учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка. Возможность дифференциации и индивидуализации позволяет создать комфортные условия для обучения каждого участника группы, независимо от его уровня развития.

4. Рациональное использование времени. Оптимизация структуры деятельности также включает рациональное использование времени. Важно планировать активности таким образом, чтобы максимально эффективно использовать учебное время и предоставить детям достаточно времени для ассимиляции и закрепления полученных знаний.

5. Взаимосвязь и комбинирование разных видов деятельности. Оптимальная структура деятельности предполагает взаимосвязь и комбинирование разных видов деятельности, таких как игровая, практическая, творческая и т.д. Такой подход позволяет обеспечить максимальное развитие разных сфер личности ребенка.

6. Постепенное усложнение задач. Структура деятельности должна предусматривать постепенное усложнение задач и материала. Это позволяет детям развиваться постепенно, осваивая все более сложные навыки и концепции.

Оптимизация структуры деятельности по эльконину помогает обеспечить максимальные результаты в процессе обучения и развития детей. Следуя вышеперечисленным аспектам, педагоги смогут создать систему, которая максимально учитывает потребности и особенности каждого ребенка, а также помогает им достичь высоких результатов.

Оцените статью