Тональность — это основной музыкальный материал, который определяет звучание композиции. В гармоническом и мелодическом аспектах, тональность задает центральную ноту или аккорд, вокруг которой строится музыкальное произведение. Она определяет характер, эмоциональность и музыкальные связи между звуками.
Тональность в сольфеджио 2 класс — это продолжение изучения основных музыкальных понятий, включая знакомство с различными тональностями. Дети изучают отличия мажорных и минорных тональностей, а также основные элементы, такие как ключевые знаки и нотные знаки. Определение тональности дает возможность понять структуру и характер музыкального произведения.
Примеры тональностей помогают детям более полно воспринимать различия между мажорными и минорными тональностями. Мажорная тональность имеет яркий и радостный звук, в то время как минорная тональность обладает темным и грустным звучанием. Например, мажорная тональность до-мажор обычно ассоциируется с радостью и праздником, в то время как минорная тональность ля-минор обычно используется для передачи грусти и трагических эмоций.
Определение и основные понятия
В терминах сольфеджио тональность определяется тоникой – основной нотой, и диатоническими ступенями – семью нотами, которые составляют тональность. Они нумеруются от тоники до октавы, при этом первая ступень называется тонической, вторая – субдоминантой, третья – супердоминантой, а четвертая – доминантой.
Основные понятия, связанные с тональностью, включают в себя также модуляцию – переход из одной тональности в другую. Изменение тональности необходимо для расширения музыкальных возможностей и создания разных эмоциональных и художественных эффектов.
Мажорные тональности
Тональности мажорного ряда включают в себя следующие звуки:
Тоника (I ступень) — основной звук мажорной тональности, относительно которого строятся остальные звуки. Например, в тональности C мажор тоника — это нота C.
Примечание: тоника всегда является мажорным звуком в мажорной тональности.
Субдоминанта (IV ступень) — звук, который находится на четыре уровня ниже тоники. В тональности C мажор, субдоминантой является нота F.
Доминанта (V ступень) — звук, который находится на пяти уровней выше тоники. В тональности C мажор, доминантой является нота G.
Субмедианта (VI ступень) — звук, который находится на шесть уровней выше тоники. В тональности C мажор, субмедиантой является нота A.
Мажорные тональности имеют характерные мелодические и гармонические особенности, которые делают их звучание ярким и эмоциональным.
Минорные тональности
Минорные тональности строятся на основе минорных ладов. Существует несколько разных видов минорных тональностей, таких как натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор. В каждом виде минорной тональности присутствуют определенные нюансы и особенности.
Натуральный минорный лад строится на основе музыкальной шкалы, состоящей из 7 звуков, начиная с тоники и с последующими восходящими полутонами. Этот минорный лад имеет свою специфическую последовательность полутонов и целых тонов, которая придает ему характерное звучание.
Гармонический минорный лад основан на натуральном миноре, но отличается наличием увеличенного седьмого звука. Такая модификация придает гармоническому минору более напряженный и эмоциональный характер.
Мелодический минорный лад отличается от натурального минорного лада также наличием измененных звуков. В восходящем направлении седьмой и шестой звуки повышаются на полутон, а в нисходящем направлении все звуки возвращаются к натуральному минору. Это придает мелодическому минору особую выразительность и динамическое разнообразие.
Минорные тональности находят широкое применение в музыкальном творчестве и охватывают множество жанров и стилей. Они создают разнообразные и глубокие эмоциональные состояния, делая музыку более пестрой и интересной.
Изменение тональности
Изменение тональности может происходить путем изменения основного тона. Например, перенос гаммы на полтона выше или ниже, изменяет тональность. Это называется транспонированием. Транспонирование может происходить вверх или вниз на любое количество полутонов.
Другой способ изменения тональности — изменение мажорной или минорной тональности. Это происходит путем изменения тональной центральной ноты, основного и самого важного аккорда в музыкальном произведении.
Изменение тональности имеет большое значение для музыканта, поскольку позволяет исследовать различные музыкальные оттенки и создавать разные эмоциональные настроения в музыке. Это также помогает музыканту улучшить свои музыкальные навыки и расширить свой репертуар.
Вот несколько примеров изменения тональности:
- Переход от мажорной тональности до ее параллельной минорной тональности.
- Транспонирование гаммы на полтон вверх или вниз.
- Использование аккордов с небольшими изменениями для создания разных тональностей.
Изменение тональности предоставляет музыканту бесконечные возможности для творчества и экспериментирования с музыкой. Понимание этой концепции является важным шагом в развитии музыкальных навыков и восприятии музыкальных произведений.
Тональности с дополнительными знаками
В музыке существует понятие дополнительных знаков, которые могут изменять тональность музыкальной композиции. Эти знаки называются альтерациями и включают в себя диезы (#), бемоли (b) и бекары (bb). Они могут быть добавлены к нотам, чтобы повысить или понизить их высоту звучания.
Например, если к ноте добавить диез, то ее звучание будет повышено на полутон. Если добавить бемоль, то звучание понизится на полутон. А добавление двух бекаров понизит звучание на два полутона.
Дополнительные знаки могут быть использованы в различных комбинациях, что позволяет создавать различные тональности. Например, тоника мажорной тональности может быть обозначена как C#, а тоника минорной тональности — как A#m.
В сольфеджио 2 класс ученикам предлагается изучить основные дополнительные знаки и их влияние на тональность композиций. Также изучается способ обозначения тоник и доминант в различных тональностях с использованием дополнительных знаков.
Знание тоники и доминант в разных тональностях с дополнительными знаками позволяет более глубоко понять устройство музыки и успешно исполнять музыкальные произведения.
Тональности с единственным крестиком
В музыке существует множество различных тональностей, и каждая из них имеет свои особенности и характерные звуковые комбинации. Тональности с единственным крестиком представляют собой классические мажорные тональности, в которых одна из нот при повышении звука обозначается крестиком (#) перед ней.
Например, тоника (основной звук) в тональности Ми мажор (E Major) при повышении на один полутон обозначается как Фа# (F#). В таких тональностях следующие звуки также повышаются на полутон: III ступень (Соль# – G#), IV ступень (Ля – A), V ступень (Си – B), VI ступень (Ре# – D#) и VII ступень (Фа## – F##).
Тональность | Тоника | III ступень | IV ступень | V ступень | VI ступень | VII ступень |
---|---|---|---|---|---|---|
Ми мажор | Ми | Соль# | Ля | Си | Ре# | Фа## |
Си мажор | Си | Ре# | Ми | Фа# | Соль# | Ля# |
Фа# мажор | Фа# | Ля# | Си# | Ре# | Ми# | Соль## |
Тональности с единственным крестиком имеют более яркий и веселый характер, благодаря повышенным звукам. Они широко используются в различных музыкальных жанрах и композициях, добавляя им особую выразительность и эмоциональность.
Тональности с единственным бемолем
В сольфеджио существует несколько тональностей, которые имеют единственный бемоль в своей звукорядности. Этот бемоль добавляется перед седьмой нотой диатонической лестницы и обозначается символом «b».
Одной из таких тональностей является Фа мажор. Его звукорядность состоит из нот: Фа — Соль — Ля — Си — До — Ре — Ми — Фа. В этом случае, единственный бемоль ставится перед нотой Си, и ноты этой тональности будут звучать ниже на полтона по сравнению с соответствующими нотами диатонической лестницы до мажор.
Также к тональностям с единственным бемолем относится До минор. Его звукорядность состоит из нот: До — Ре — Ми-бемоль — Фа — Соль — Ля-бемоль — Си-бемоль — До. В этом случае, единственный бемоль ставится перед нотами Ми и Ля, и ноты этой тональности будут звучать ниже на полтона по сравнению с соответствующими нотами диатонической лестницы до минор.
Знание тональностей с единственным бемолем позволяет музыканту правильно ориентироваться в нотной грамоте и играть музыкальные произведения в соответствующей тональности.
Примеры исполнения в разных тональностях
Для лучшего освоения понятия тоника и различных тональностей, рекомендуется прослушивать примеры исполнения музыкальных произведений в разных тональностях. Ниже приведены несколько примеров:
1. Тональность до мажор:
- Пример 1: «Ода к радости» Л. ван Бетховена;
- Пример 2: «Французская сюита № 3» Ж. Бизе.
2. Тональность ля минор:
- Пример 1: «Скрипичный концерт» Л. ван Бетховена;
- Пример 2: «Ария Кончаковны» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина.
3. Тональность ми мажор:
- Пример 1: «Песнь леса» из музыки к фильму «Последний мустанг» В. Дашкевича;
- Пример 2: «Соната для фортепиано № 16» В. А. Моцарта.
4. Тональность фа диез минор:
- Пример 1: «Соната для виолончели и фортепиано» Л. ван Бетховена;
- Пример 2: «Prélude» из Сюиты для виолончели соло № 1 И. С. Баха.
Приведенные примеры помогут вам лучше понять и запомнить различные тональности и их звучание. Экспериментируйте и находите свои любимые музыкальные произведения в разных тональностях!