Сказка «Кисель» великого русского сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина поражает читателей своей остротой и глубиной смысла. В ней автор, используя яркие образы и язвительное изображение общественной действительности, высмеивает двойные стандарты, лицемерие и фальшь, характерные для русской жизни 19 века. Сказка становится зеркалом общества, отражающим его противоречия и пороки.
Одной из главных целей Салтыкова-Щедрина в «Киселе» является разоблачение глупости и невежества, которые преобладали в русском обществе. Автор с помощью образов и сюжетных линий иронично подмечает все эти недостатки, показывая, какой путь выбирает общество и какие ценности оно превозносит. Главный герой сказки, князь Кисель, становится воплощением глупости и обмана, а его противостоящий герой, Барин Знание, символизирует правду и знание.
Сказка «Кисель» проникнута социальной критикой и сарказмом. Она ярко и правдиво изображает противоречия русского общества, характерные для того времени и в определенной степени актуальные и по сей день. Автор не только показывает пороки и недостатки, но и подводит читателей к мысли, что истинные ценности, такие как разум, знание и честность, должны быть превыше всех прочих — и только они способны привести к истинной справедливости и прогрессу в обществе.
Что насмешивает Салтыков-Щедрин
В сказке «Кисель» Салтыков-Щедрин высмеивает различные явления и недостатки русского общества своего времени.
Одним из главных объектов насмешки автора становятся дворянство и его порочные привычки. Он критикует их административное бездействие, бюрократию, поспешное назначение на должности без должной подготовки. В сказке особое внимание уделено картины судебного процесса, где судьи производят сомнительные расследования и незаконное приговорение.
Салтыков-Щедрин издевается над привычками дворян и критикует, как они заботятся о своем имуществе и наследстве, в то время как нищие умирают от голода. Он демонстрирует их эгоизм и равнодушие к страданиям простых людей.
Автор также иронизирует над неправдивостью и показной благочестивостью дворянства. Он показывает их лицемерие в отношении веры, когда сами дворяне пренебрегают религиозными заповедями и живут в согласии с их собственными эгоистическими интересами.
В сказке Салтыков-Щедрин также осмеивает невежество дворянской среды. Он показывает, что они не обладают никакими знаниями о более высокой культуре и не интересуются учебой или самосовершенствованием.
В целом, в сказке «Кисель» Салтыков-Щедрин насмешивает дворянство, выявляет их негативные стороны и показывает их безразличие к проблемам простых людей.
Объективизм жизни и образования
Сказка «Кисель» Салтыкова-Щедрина высмеивает не только общественные пороки и явления, но и проблемы воспитания и образования. Автор, используя иронию и сатиру, весьма ярко изображает негативные стороны системы образования своего времени. Он насмехается над несправедливым отношением учителей к ученикам и издевается над формальностью образовательного процесса.
В сказке автор показывает, что образование становится средством накопления знаний, а не источником истинного познания. Ученики получают лишь поверхностные знания, которые имеют мало отношения к жизни, а больше к формальным требованиям образовательной системы. Автор достаточно критически относится к ученикам, которые безразличны к получаемым знаниям и мотивируют свое обучение только приближением экзамена:
«Ёмкость учительская общеразвивающая им следиет по мере преподавания закупать фразами и давать академический пищу, что очу выбирется пережить; помыслы ускорять и с законченным образованием учеников из одного окна насквозь выгонять… Прецедент Василию Леонтьевичу стал яваю, и весьма приятная… Поскольку а, это делалася.» (Фрагмент сказки «Кисель»)
Салтыков-Щедрин высмеивает истеричность и бессмысленность образовательного процесса, подчеркивая его искусственность и отрыв от жизни. Автор вводит целый перечень смешных и нелепых предметов, которые должен выучить ученик, но которые на самом деле не имеют никакого отношения к реальности:
«1) Что движение земель – неподвижно?
2) Что пустота – противоположность глубины?
3) Что психея – дело мускулистое?
4) Что в философской системе всегда имеется психологизм против оптики, как противязычеству?»
Таким образом, Салтыков-Щедрин критикует формальность и бездуховность образования, которое не помогает ученикам понять истинные ценности и принципы жизни. Автор высмеивает бюрократичность и бесполезность системы образования своего времени, показывая, что она создает людей, лишенных умения мыслить критически и адаптироваться к реальному миру. Сказка «Кисель» Салтыкова-Щедрина — это яркое проявление критического подхода к образованию и воспитанию, которое остается актуальным и по сей день.
Жалость к «голодрам»
Салтыков-Щедрин иронизирует над теми, кто решает помочь голодающим. Он показывает, что эта помощь оказывается либо бессмысленной, либо принесет пользу только самому помощнику. Например, когда главный герой сказки, крестьянин Мартын, забирает домой нищего человека, их дом становится местом для разного рода бездельников и алкоголиков. Мартын ничего не добивается своими действиями, кроме того, что стал объектом иронии и насмешек.
Салтыков-Щедрин также показывает, что жалость к «голодрам» может быть использована для получения выгоды и власти. Например, жена Мартына, Кузьма, манипулирует мужем, чтобы разрушить его жизнь и достичь своих собственных целей.
Таким образом, Салтыков-Щедрин подчеркивает фальшивость и ненадежность жалости к «голодрам». Он обращает внимание на то, что эта жалость часто является лишь пустым словом или заботой о собственной самооценке. Автор предостерегает читателей от слепой веры во всепрощающую силу жалости и призывает к более осмысленному подходу и критичности.
Лживое благородство и двуличность дворянства
В сказке Салтыков-Щедрин также осмеивает двуличность дворян. Внешне они приятные и красивые дамы и господа, но на самом деле они жестокие и жадные люди. Например, героиня сказки, барышня Иван Ивановна, оказывается двуличной и жестокой госпожой, которая не жалеет своих крестьян и даже с удовольствием ест кисель, сваренный из человеческих лапок.
Сатирический жанр сказки «Кисель» позволяет Салтыкову-Щедрину разоблачить ироничный образ дворянства, показать его истинную сущность. Автор показывает, что в цивилизованном обществе благодарность и милосердие считаются сверхъестественными качествами, а жестокость и жадность доминируют. Этот образ дворянства высмеивается автором, чтобы показать противоречие между идеалами благородства и реальностью жизни.
Таким образом, в сказке Кисель Салтыков-Щедрин высмеивает лживое благородство и двуличность дворянства, показывая их истинную природу и противоречие между идеалами и реальностью.
Критика поклонения деньгам
В сказке «Кисель» Александр Салтыков-Щедрин высмеивает общественное явление поклонения деньгам и материальным ценностям. Автор представляет собой мир, где люди не заботятся о духовных ценностях и идеалах, а меряют всю свою жизнь лишь количеством денег и уровнем благосостояния. Он показывает, как бездушное обожание богатства порабощает людей и разрушает их душевное и нравственное благополучие.
Главный герой сказки, Кисель, является воплощением этого поклонения деньгам. Он живет только ради того, чтобы наживаться и обманывать других людей, не задумываясь о последствиях своих действий. Кисель принимает самые низкие меры для достижения своих материальных целей, унижая других и превращая их в своих жертв. Вместо того, чтобы стремиться к чему-то более высокому, человеку превратиться из скромного мальчика в жестокого и бесчувственного человека с деньгами, лишенного любви и сострадания.
Автор подчеркивает, что поклонение деньгам не приносит счастья и настоящего удовлетворения. Люди, которые живут только для наживы, оказываются постоянно недовольными и несчастными. Их жадность никогда не насыщается, и они всегда хотят больше и больше, даже несмотря на то, что они уже владеют огромным богатством. Салтыков-Щедрин показывает, что поклонение деньгам не способно принести душевное благополучие, и даже может стать причиной гибели человека, как в случае с Киселем, который погибает, потеряв все свое богатство.
В сказке «Кисель» Салтыков-Щедрин развенчивает иррациональные и бездумные идеалы поклонения деньгам, показывая их разрушительную силу для духовной и нравственной жизни человека. Автор призывает задуматься о реальных истинных ценностях и о необходимости развивать внутренний мир и свои духовные качества, чтобы достичь настоящего счастья и удовлетворения.
Нравственное упадство и вымогательство властью
Сказка «Кисель» Салтыкова-Щедрина ярко иронизирует над нравственным упадством и вымогательством, присущим властьным структурам общества. Писатель критически относится к тому, как беззаботная власть коррумпирует руководителей и подразделяет общество на плебеев и их господ.
Главный герой сказки, господин Городничий, является наглядным примером вымогателя и мещанина, чьи притязания на власть часто становятся источником унижения и несправедливости. Этот персонаж демонстрирует не только жадность и беспринципность, но и откровенное пренебрежение к своим подчиненным. Он искажает правду, чтобы достичь своих корыстных целей и не скрывает своего пренебрежения к работникам.
Автор также обращает внимание на моральное разложение в ряду плебеев, которые, пытаясь преклониться перед властью, исправляют свои показатели искажением истины и созданием ненужной бюрократической бумаги.
Салтыков-Щедрин использует сложные нравственные ситуации как средство критики русской общественности. Сказка «Кисель» напоминает нам о ценности справедливости и нравственных принципов, и предостерегает от вымогательства и коррупции, которые процветают в обществе под покровительством власти.