Антон Чехов – великий мастер короткого рассказа, способный с искрометным юмором и тонкими тревожными аккордами раскрыть глубокие человеческие драмы. Его произведения всегда затрагивают сердца и заставляют задуматься над сложной сущностью человека. Одним из таких произведений является рассказ «Злоумышленник», в котором автор с легкостью играет со взаимоотношениями между людьми и показывает непредсказуемость наших действий и решений. Хитроумный конец этой истории не оставляет равнодушным ни одного читателя.
В начале рассказа Чехов создает образ честного и порядочного мужчины, Алексея Кулыгина, который стал жертвой обмана и лишился своего имущества. Многочисленные сомнения у героя ничуть не смущают злоумышленника, который виртуозно играет свою роль и подводит Алексея к страшным последствиям. Но неожиданный поворот событий в конце рассказа меняет картину, придавая всей истории новую интерпретацию.
Чехов отталкивается от привычного нам общественного предрассудка – предположения о том, что человек играет роль, чтобы добиться своих корыстных целей. Автор осмысливает бесконечно разнообразные мотивы и движения души и показывает, как, на первый взгляд, жестокий поступок может быть осуществлен по наивным, но благородным причинам. Именно это и составляет неподдельный развод в рассказе «Злоумышленник» Чехова.
Огненные пистолеты и нравственный выбор персонажей
Главный герой рассказа – актер Жигалов – попадает в ловушку собственной жадности и попустительства. Обманутый продавцом, он приобретает «огненный пистолет» и немедленно понимает, что стал жертвой развода. Овладевает им жажда мести и желание справедливости. Именно здесь Чехов предлагает читателю вопрос: «На что готов человек ради своих интересов?».
Главное противостояние возникает между Жигаловым и Овдокеем Куприяновичем – обладателем настоящего огненного пистолета. Противопоставленные по своим ценностям и нравственным установкам герои составляют яркий контраст, отражающий глубину их характеров. Жигалов, любящий деньги и власть, готов мстить, обманывать и использовать огненный пистолет для собственной выгоды. Куприянович, напротив, принимает нравственное решение – уничтожить свой пистолет, чтобы никто больше не пострадал от его действий. |
Чехов заставляет задуматься, что важнее – материальное благополучие или нравственные принципы? Казалось бы, выбор очевиден, но история Жигалова показывает, что даже казалось бы благородные люди могут сойти с правильного пути, падая в бездну корысти и эгоизма.
Смех через слезы
Рассказ «Злоумышленник» Антона Чехова описывает жизнь нищего старика, который, несмотря на своё положение, всегда находит в жизни что-то, за что смеяться. На протяжении всего рассказа мы видим, как он смеётся над своим нищенским образом жизни, над окружающими, над своими неудачами и несчастными событиями.
Параллельно смехом в рассказе присутствует и грусть, слезы и страдания героя. Он постоянно доводит свою жизнь до крайности, осознавая своё бесполезное положение. Но даже в самых тяжёлых моментах, в глубине своей души, он всегда остаётся находчивым и остроумным, готовым смеяться над своей судьбой и заставить других смеяться вместе с ним.
Такой подход к собственной жизни характерен для чеховской прозы. Автор показывает нам печальную действительность и одновременно дарит нам возможность увидеть в ней что-то смешное, что-то, что вызывает смех через слезы.
Смех, в данном случае, становится противоядием против жизненной горечи и страданий героя. Он позволяет нам найти внутри себя силы искренне смеяться над бедами, над обстоятельствами, над самим собой. Вместе с героем мы переживаем его горести, но одновременно с ним ищем в них элементы смешного.
Таким образом, рассказ «Злоумышленник» показывает нам, что в самых трудных моментах жизни мы не должны терять способность к смеху. Смех через слезы помогает нам сохранить свою психологическую устойчивость и находить радость даже в маленьких вещах.
Истинная сущность развлечения
История «Злоумышленник» Антона Чехова затрагивает вопрос о развлечении и его истинной сущности. Главный герой истории, богатый Жильбер Гренуа, любит проводить время, устраивая разнообразные развлечения для своих друзей. Но за этой внешней показушностью скрывается глубокий подвох.
Чехов подчеркивает, что развлечение в мире Жильбера лишь прикрытие для его смезды и желания разорить своих друзей. Гренуа строит сложные планы, чтобы выиграть у своих гостей деньги. Он делает вид, что проводит время весело и незаботливо, но на самом деле считает своих друзей объектами своей жадности и манипуляций.
Таким образом, Чехов поднимает вопрос о том, насколько развлечение может быть искренним и невинным. Прикрываясь желанием подарить своим друзьям веселое времяпрепровождение, Гренуа на самом деле использует их слабости и доверие в своих корыстных интересах.
Чехов обращает внимание на то, что истинное развлечение должно быть свободным от скрытых мотивов и желаний наживы. Оно должно строиться на искренности, откровенности и спонтанности. Только тогда развлечение становится настоящим и приносит радость всем его участникам.
В истории «Злоумышленник» Чехов раскрывает характер жилища Гренуа, где постоянно происходят разные мероприятия и состязания, подразумевающие игры на деньги. При всей внешней вероятной радости отдыха, гости Жильбера не замечают, что они являются объектом его манипуляций и обмана.
Таким образом, Чехов показывает, что развлечение может скрывать подвох, истинная сущность которого связана с желанием обмануть искренних и заботливых людей для личной выгоды. Это является важным уроком для каждого, кто любит проводить время в компании друзей и близких.
Непредсказуемость финала
Весь сюжет разворачивается вокруг молодого деревенского жителя Сьюбера, который наводнен романтическими идеалами о жизни в столице. Решив уйти на работу в Петербург, он попадает в город, где его грабят и оставляют без денег и вещей. Очарованный красотой и таинственностью незнакомой девушки Марины, Сьюбер решает осуществить свою мечту и жениться на ней. Этот сюжетный разворот уже сам по себе представляет сюжетную нестандартность рассказа.
Однако самый главный поворот и ошеломляющий финал рассказа заключается в том, что на деле Марина, казалось бы, также жаждет новизны и передвижения, оказывается пресыщена ею и всячески пытается избавиться от Сьюбера. Она предлагает ему поехать в Москву на бриллиантовую свадьбу и перейти потом в Тулу, где он, возможно, сможет получить место в «уряде». Главная героиня столь просто отвергает чистые намерения Сьюбера, выбирая тщеславие и банальность.
Такая развязка финала рассказа позволяет Чехову выразить все те противоречивые моменты реалий и психологии общества, в котором происходят события. Непредсказуемость финала демонстрирует истинное отношение Чехова к человечеству, его критическое восприятие мира и неподдельный интерес к людям.