Иван Сергеевич Тургенев представляет нам героя Николая Васильевича Базарова, который в сердце своем отрицает все идеалы и концепции, но не может сопротивляться чувству, зародившемуся в его душе. Эта парадоксальная дилемма, связывающая отказ от исповеди и странное чувство ко Владимиру Петровичу Одинцову, является одной из главных тем романа «Отцы и дети».
Базаров, убежденный идеалист и рационалист, отвергает всё, что связано с духовным миром человека. Он более предпочитает доверять лишь научным фактам и эмпирическим наблюдениям. Он нацелен на разрушение старых порядков, предлагает новые идеи и стремится помочь фермерам в их научной и практической деятельности. Однако, несмотря на свою энергию и уверенность в себе, его волнует странное чувство к Одинцову.
Несмотря на то, что Базаров сам признает бессмысленность и притворство в религии, когда речь заходит об общении с Одинцовым, его отношения претерпевают преобразование. Однако это не устраивает Базарова, и он старается отрицать и скрывать свое увлечение. Он скрывает свои эмоции, сочиняет оскорбительные фразы, чтобы скрыть свои истинные чувства. По мере развития сюжета, мы видим, что этот парадоксальный герой не может преодолеть свою дилемму и остается захваченным внутренним противоречием.
Парадоксальная дилемма Базарова
Возможность быть идейным лидером
Базаров является настоящим ницшеанским умом своего времени — он отказывается от предрассудков и связанных с ними ограничений. Он воспринимает мир через призму научного метода и материализма, пренебрегая духовностью и идеалами, проповедуемыми обществом. Эта позиция делает его по своему уникальным идейным лидером, способным вести молодое поколение к новым прогрессивным идеям.
Тревога случайных чувств
Однако, на фоне своего рационализма, Базаров испытывает нечто необычное — он влюбляется в Юлю, дочь Одинцова, и раскрывает подсознательную тягу к естественной стороне человеческой природы. Этот парадоксальный конфликт между его рациональными убеждениями и эмоциональными тягами создаёт глубокую внутреннюю дилемму для Базарова.
«Есть случаи, – сказал он сам себе, – когда человек не только не пущает в ход рассудок, но и не препятствует своим чувствам: от равнодушия и оттого, что все равно, – ни самыми самыми ничтожными, ни самыми могучими, – о, там их, этих чувств! – головешки-то гелю в каплю и подает, а между тем, когда-нибудь вырвутся, – сам не знаешь, что и собирать из них придется», — таким образом, писатель описывает внутренний мир Базарова, его борьбу с собой и своими чувствами.
Парадоксальная дилемма
Базаров, не признающий ни бога, ни души, находится внутри себя в состоянии постоянной дилеммы — между своим отказом от признания важности романтических чувств и желанием быть рядом с Одинцовым, возлюбленной. Это парадоксальное противоречие между его убеждениями и вытекающими из них чувствами делает его характер тем более противоречивым.
Базаров стал символом революционной молодежи своего времени, показывая не только интерес к политическим и социальным вопросам, но и сложность внутренней борьбы с миром эмоций, с которой каждый человек может столкнуться. Это делает его персонажем так заманчивым и актуальным и по сей день.
Отказ от исповеди
Базаров является верным представителем своего времени и эпохи – периода растущего нигилизма и скептицизма. Он отвергает все религиозные обычаи и привычки, считая их пустой формальностью и лицемерием. Отказ от исповеди – это проявление его нигилистических убеждений и стремление жить по собственным правилам, не подчиняясь никаким общепринятым нормам и традициям.
Однако несмотря на свое сильное убеждение в отрицании религии, Базаров не полностью избавлен от своего внутреннего конфликта. В глубине его души всё же существует некая тоска, желание вернуться к тому, что было раньше. Это заметно в его отношении к Одинцову и его привлекательной силе. Одинцов представляет собой «старую пору» для Базарова – эпоху благородных идеалов и моральных принципов, которые он, по сути, отвергает.
Зов к Одинцову
Парадоксальная дилемма Базарова, заключающаяся в его отказе от исповеди, однако зовущая его к Одинцову, оказывается одной из главных тем в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Это противоречие становится символом внутреннего конфликта героя, который одновременно отвергает и жаждет особенной близости с обществом.
Несмотря на свою свободолюбивость и веру в науку, Базаров не может совершенно отрешиться от человеческих связей. Встреча с Еленой Павловной Одинцовой становится для него чрезвычайно притягательной историей, несмотря на его решение не попросить ее руки и отдаленность от романтических отношений.
В описании своей встречи с Одинцовой, Тургенев ассоциирует ее с водой — символом протяженности и умиротворения, также как Базаров приходит к этому естественному состоянию. Сам Базаров был объявлен «ничтожеством», но вместе с тем всегда стремился к признанию со стороны других. Тургенев описывает его отношение к Одинцовой как «поток деревенской воды, который Разумовский [Базаров] расточил на сухой и невлажный камень».
Таким образом, зов Одинцовой для Базарова означает не только романтический интерес, но и стремление к принятию со стороны общества. Этот парадоксальный зов становится изначальной дилеммой героя, которая приводит к его трагической судьбе. Базаров не сумел преодолеть свое противоречие, а планы на будущее идеального ученого оказались разрушены.
Противоречие внутри Базарова
Базаров является типичным представителем нигилистического движения, характеризующегося отрицанием любых авторитетов и доверия к научному знанию. Он отвечает отказом на призывы исповедоваться, считает религию «опиумом для народа» и проповедников – лицемерами.
Однако, несмотря на свое нигилистическое мировоззрение, Базаров испытывает смутные ощущения недостаточности исключительной разумности и материализма, которые его приводят к противоположному полюсу – к желанию обладать какой-то высшей целью или смыслом в жизни. Он считает себя «кривоногим» и жаждет найти «красные крылья» или «животворящий огонь».
Это противоречие проявляется внутри Базарова через его стремление уклониться от исповеди и религиозной веры, однако ощущение пустоты своего нигилизма заставляет его обратиться к Одинцову – человеку, который пытается найти смысл в поэзии и искусстве. Одинцов и Базаров представляют два разных подхода к жизни: первый пытается найти смысл в эстетическом и эмоциональном опыте, в то время как второй ищет некую объективную и общепризнанную истину.
Таким образом, противоречие внутри Базарова заключается в его стремлении отрицать религию и авторитеты, но в то же время искать цель или смысл в жизни. Это ощущение пустоты и желание обнаружить более глубокий смысл заставляют Базарова искать ответы у Одинцова и пытаться согласить свой разум с эмоциональной и художественной стороной жизни.