Иван Александрович Гончаров – великий русский писатель XIX века, автор знаменитого романа «Обломов». Его произведения отличаются глубоким психологизмом, яркими образами и острым ощущением времени, в котором он жил. И одним из его наиболее известных произведений стал роман «Обломов».
«Обломов» – это образец портрета «лишнего человека», созданного Николаем Добролюбовым – одним из наиболее выдающихся критиков и публицистов XIX века в России. В своих публикациях деятельно пропагандировал идеи прогресса, народной просвещенности, политической активности, критиковал традиционные и консервативные взгляды. В своем знаменитом статье «Сквозь презренье к жизни» Добролюбов подробно и немилосердно разоблачает главного героя романа «Обломов» – Илью Ильича Обломова, быть может, самого прославленного никчемного человека в русской литературе.
Обломов – человек совершенно аморфный, деятельность которого ограничивается чувством скуки и безразличием ко всему, что происходит с ним и вокруг него. Его состояние летаргии, инертности и самодовольства представлено в романе с огромной тонкостью и убедительностью. Для Обломова время – это пустота, которую он заполняет бесконечными дремотами и бесполезными мыслями, не имеющими никакого практического значения.
Лишний человек: почему Добролюбов назвал Обломова последним в ряду
Николай Гаврилович Чернышевский в своем романе «Что делать?» обратил внимание на бесполезность некоторых членов общества, которые назывались «декабристами». Но самым выразительным и ярким критиком этого явления стал Николай Огарев. Он назвал Ольгу Кириловну «последним лишним человеком» в ряду тех, кто попал в «декабристы».
Ольга Кириловна является типичной представительницей высшего общества, которая живет по принципу: «Я живу, значит, я существую». Она не заботится о своем будущем, не стремится к развитию и саморазвитию. Ее жизнь продолжается без каких-либо значимых достижений или попыток что-то изменить.
Подобные люди, по мнению Добролюбова, были «лишними» в смысле того, что они не приносили никакой пользы обществу и не стремились к саморазвитию. Вместо этого они только тратили время и ресурсы, не делая никакого вклада в развитие общества.
Обломов был назван последним в ряду лишних людей, так как его характер и образ жизни были в полной мере противоположными прогрессивным и общим интересам общества. Он не только не стремился к самосовершенствованию, но и находил удовольствие в бездействии и безделье.
Таким образом, название «последний лишний человек» показывает, что общество не нуждается в людях, которые не приносят пользы и не стремятся к развитию. Добролюбов заставил читателей задуматься над смыслом и ценностью жизни без каких-либо амбиций и приоритетов.
История возникновения понятия «лишний человек»
Выражение «лишний человек» стало широко известным благодаря публикации статьи Николая Добролюбова «Что такое обломовщина?» в журнале «Современник» в 1859 году. В своей статье Добролюбов описывает главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» как типичного представителя «лишнего человека».
Идея «лишнего человека» имеет свои корни в русской литературе XIX века. Однако сам термин был впервые введен Добролюбовым. Он использовал это выражение для обозначения некоторых недостатков и негативных черт образа Обломова.
Понятие «лишний человек» подразумевает человека, который бессмысленно тратит свое время, энергию и потенциал на ничего не стоящие занятия и пустую жизнь. Добролюбов считал, что образ Обломова характеризует определенный тип российского общества того времени, которое было отстало и бездеятельно.
В своей статье Добролюбов осуждал ленивых и пассивных людей, которые не стремятся к личностному и общественному развитию. Он высказывался о необходимости усилий каждого человека в достижении своих целей и прогрессивных изменений в обществе. По мнению Добролюбова, обществу необходимы люди, активно вовлеченные в дело, а не люди, которые живут по инерции, глухи к вызовам общественной реальности и своим собственным потенциальным возможностям.
Значение понятия «лишний человек» расширилось после публикации статьи Добролюбова и стало применяться в различных контекстах. Оно получило глубокий смысл и стало символизировать не только отсталость общества, но и человеческую инертность и бездействие.
Таким образом, история возникновения понятия «лишний человек» связана с творчеством Николая Добролюбова и его критическим отношением к отсталому русскому обществу XIX века.
Добролюбов: жизнь и творчество
В 1852 году Добролюбов поступил в Петербургский университет, где обратил на себя внимание преподавателей своими талантами. Он стал активно участвовать в студенческой жизни, принимал участие в общественно-политической деятельности и редактировал студенческие газеты. Его статьи и заметки привлекали внимание читателей своей яркостью и остротой мысли.
Позже Добролюбов начал сотрудничать с такими известными журналами, как «Современник», «Вестник Европы», «Отечественные записки». Его литературно-критические статьи вызывали огромный интерес у читателей и авторов. Добролюбов выступал с острой критикой, не стесняясь высказывать свои негативные мнения о произведениях того времени. Его стиль был пронзительным, язвительным и изящным.
Одним из самых известных произведений Добролюбова стала его статья «Что такое обломовщина и чем она обернулась для России?», опубликованная в «Современнике» в 1859 году. В ней он привлек внимание общественности к проблемам инертности и пассивности русского общества. Добролюбов назвал Обломова последним в ряду «лишних» людей, символизирующих отставание и нежизнеспособность России в то время.
Год рождения | 1836 |
---|---|
Место рождения | деревня Межево |
Вуз | Петербургский университет |
Известные журналы | Современник, Вестник Европы, Отечественные записки |
Кто такой Обломов
Обломов живет в своем воображаемом мире, полном лени и безразличия к окружающим проблемам. Он сочетает нежелание заниматься чем-либо полезным и отсутствие энергии для изменения своей жизни. Обломов страдает от бездействия, нерасторопности и отсутствия целеустремленности.
Главная характеристика Обломова – его бездействие. Он живет в небольшой квартире, не занимается ничем полезным, не занимается делами и не выходит за пределы своей комнаты. Его дни проходят в бесцельном лежании на диване, соне и отдыхе. Обломов пропускает свою жизнь и упускает возможности для самореализации и счастья.
Добролюбов назвал Обломова последним в ряду лишних людей, потому что он является ярким примером пассивности, неспособности к деятельности и безнадежности. Герой романа не только не прогрессирует, но и углубляется в своей лени и безразличии. В контексте романа и эпохи, в которой проживал Обломов, его характеристика символизирует задержку и отставание России от прогрессивного развития.
Таким образом, Обломов является отражением отсталости и бездействия русского общества своего времени и становится негативным образом, вызывающим у Добролюбова осуждение и критику.
Обломов и «излишний человек»
Илья Обломов неподвижен, бездеятелен и беспомощен в современном мире. Он не может приспособиться к быстрому темпу жизни, требующему постоянной активности и решительных действий. Его излишняя лень и бесполезность делают его лишним: он не приносит никакой пользы себе или другим.
Добролюбов резко осудил Обломова и других «излишних» людей своей эпохи. Он считал, что они препятствуют прогрессу и развитию общества. В своих критических статьях Добролюбов подчеркивал, что такие люди не заслуживают уважения и должны быть отвергнуты обществом.
Таким образом, Добролюбов назвал Обломова последним в ряду лишних людей из-за его бездействия, лени и бесполезности. Он видел в нем пример типичного «излишнего человека», которого стоит отвергнуть, чтобы общество могло развиваться и прогрессировать.
Основные аргументы Добролюбова против Обломова |
---|
1. Бездействие и лень Обломова препятствуют его собственному развитию и успеху в жизни. |
2. Обломов не способен приспособиться к современному миру, где требуется активность и решительные действия. |
3. «Излишние» люди, такие как Обломов, не приносят пользы себе и обществу, их существование становится лишним бременем для общества. |
Критика Обломова Добролюбовым
Добролюбов, выдающийся русский литературный критик XIX века, отнес Обломова к ряду «лишних людей». В своем знаменитом эссе «Что такое обломовщина?», Добролюбов остро критикует главного героя романа Ивана Гончарова, являющегося символом пассивности, бездействия и неопределенности.
Добролюбов увидел в Обломове воплощение негативных черт и нравственных слабостей своего времени. Он считал, что Обломов представляет типичную картину культурного и духовного затухания в России, приводящую к отставанию страны от западной цивилизации.
В эссе Добролюбов отмечает, что Обломов является жертвой своей собственной лени и бездарности. Главный герой тратит свою жизнь на бессмысленное брожение по комнате, откладывая все дела и принятие решений на потом. Обломов страдает отрывом от реальности и неспособностью действовать, что ведет к упущенным возможностям и прокрастинации.
Добролюбов подчеркивает, что Обломов является не только отдельной личностью, но и представителем целого класса людей – дворянства, которые отставали от прогрессивного общества из-за своей бездеятельности и консервативности. Он видит в Обломове продукт феодальной системы и устаревшей культуры, которые препятствуют развитию России.
Таким образом, Добролюбов считал Обломова не только личностью, но и символом многих проблем и недостатков в русском обществе своего времени. Он представлял его как последний звено в цепи «лишних людей», которые препятствуют прогрессу и развитию. Критика Добролюбова стала одним из наиболее влиятельных анализов главного героя русской литературы, обогатившим наше понимание Обломова и его роли в русской культуре.
Значение критики Добролюбова в современном мире
Критика Добролюбова великого русского литератора и публициста, оказала значительное влияние на развитие культуры и общества в современном мире. Его резкие и проницательные оценки идеалов и ценностей общества вызывают рассмотрение и анализ, чтобы понять, какие из них актуальны и соответствуют современным реалиям, а какие утратили свою значимость.
В своей критике Добролюбов обращал внимание на массовые явления «лишних людей». Термин этот описывает ленивых, безвольных и апатичных индивидов, неспособных к деятельности и саморазвитию. Такие люди становятся обузой для общества и препятствуют его развитию. Критика Добролюбова направлена на актуальное явление даже в наши дни, и является призывом к деятельности, сознательности и ответственности за свою жизнь и жизнь общества в целом.
Критика Добролюбова также относится к сфере культуры и искусства. Он подчеркивал важность красоты, эстетики и идеалов в жизни человека. По его мнению, искусство несет в себе важные сообщения и вызывает чувства, которые помогают нам понять мир и себя. Добролюбов критиковал искусство, которое игнорирует эти важные аспекты и ограничивается пустыми формами и тривиальными идеями. В современном мире, когда поток информации и развлечений постоянно растет, критика Добролюбова напоминает нам о важности и качестве искусства, которое должно доставлять удовольствие и вдохновлять на размышления.
Таким образом, критика Добролюбова имеет большое значение в современном мире. Его анализ общественных и культурных явлений помогает нам понять актуальность и значимость определенных идеалов и ценностей. Критика Добролюбова является призывом к деятельности и саморазвитию, а также напоминает нам о важности и качестве искусства в нашей жизни.