Вековая история религиозных конфликтов неизбежно создавала непреодолимые преграды на пути единства веры. Англия – не исключение из этого правила. В разные эпохи и времена сталкивались различные направления и течения, за свои уклончивые или радикальные взгляды обретающие статус «еретика». Именно таких слов, обозначающих отклонений от установленного культом «праведной» веры, использовались веками для обозначения группировок и отдельных лиц внутри христианского сообщества Англии.
Одними из первых эретиков можно назвать лолардов (lollards), появившихся в XIV веке. Они критиковали многие догматы католической церкви, стремились к переводу Библии на народный язык и отстаивали идею простоты внешнего воздержания от прославляемых религиозными властями ритуалов и богослужений. Упоминания этих еретиков с той поры стали общеупотребительными, причем слово «лоларды» получило негативный оттенок.
Еще одним термином, обозначающим еретиков в Англии, является «пуритане» (puritans). В XVI-XVII веках пуритане стремились к «очищению» англиканской церкви от «нехристианских суеверий» и «мирского наслаждения». Им в качестве средства достижения своих целей, считается, было необходимо создание религиозно отчужденной от мирских влияний местности, которая в дальнейшем получила название «Новый Свет».
Иерусалимские еретики
Иерусалимские еретики были известны своими отклонениями от установленных церковных доктрин. Одним из наиболее распространенных их учений было отрицание иерархии церкви, особенно участия прелатов и папы в религиозной жизни. Они также отвергали учение о священстве и отказывались признавать некоторые ритуалы, считая их безумными и лишенными духовного значения.
Иерусалимские еретики представляли угрозу для авторитета и власти церкви, поэтому против них были проведены акции преследования и репрессий. В результате многие из них были осуждены и казнены, а их учение было объявлено еретическим и недопустимым.
Тем не менее, наследие иерусалимских еретиков оказало значительное влияние на развитие религиозной мысли в Англии. Их идеи о свободе мысли и отказе от жесткой церковной иерархии нашли отклик у некоторых последователей и стали основой для дальнейших реформационных движений.
Эристическая группа Гвилимов
Эристическая группа Гвилимов была одной из наиболее известных и активных еретических групп в Англии в XVI веке. Она возникла на фоне религиозных и политических конфликтов того времени и играла значительную роль в период Реформации.
Основателем группы был Джон Гвилим, выдающийся протестантский реформатор и критик Католической церкви. Члены группы Гвилимов проводили активную пропаганду, распространяли печатные материалы с критикой церкви и вела дискуссии с представителями официальной церкви.
Группа выступала за реформы в церкви, отвергая некоторые догматы Католической церкви и предлагая альтернативные интерпретации Библии. Это привлекло к ним множество сторонников, но и вызвало острую реакцию церкви и властей.
Хотя группа Гвилимов действовала в основном в Англии, ее влияние распространялось и на другие европейские страны. Члены группы активно общались с представителями протестантской реформации во Франции, Германии и других странах.
К концу XVI века группа Гвилимов была практически полностью уничтожена. Ее члены были преследованы, а их материалы запрещены. Однако их вклад в историю Реформации и развитие протестантизма остается значительным.
Босанские еретики
Босанские еретики, также известные как «Богомилы», были религиозной группой, активной в XI-XIV веках в Боснии. Они считались еретиками в Католической церкви и Православной церкви. Босанские еретики следовали учению богомильства, которое включало элементы гностицизма и дуализма.
Богомилы отвергали идолопоклонство, сакраменты и верования, связанные с официальной церковной иерархией. Они отвергали мирскую власть и богатство церкви, а также пропагандировали простоту и бедность.
Церковь относилась к босанским еретикам с великой опаской и призывала к их уничтожению. Вели наблюдение за широко распространенными книгами и рукописями, содержащими идеи и учение босанской группы еретиков. Со временем богословы и церковные ордены проводили инквизиции и ожесточенные кампании для уничтожения босанских еретиков и подавления их учения.
Несмотря на все усилия церкви, идеи босанских еретиков влияли на последующие религиозные движения и стали частью народных верований на Балканах и в Южной Европе.
Известные босанские еретики:
- Петар Богдани
- даръу`ул-`ИЪТИГО`З
- Захарий Лаврентий
Память о босанских еретиках осталась в истории и культуре Боснии и Герцеговины, где они составляют часть национальной идентичности и наследия.
Катары в Англии
Название «Катар» (от латинского «Cathari») означает «Чистые» или «Белополые». Именно так они называли себя, в отличие от католической церкви, которую они считали нечистой и искаженной в своих учениях.
У катаров была своя особая традиция и вероисповедание, которые сильно отличались от господствующей католической церкви. Они отвергали мирскую власть и богословские догматы римско-католической церкви, а также признавали только два священства – духовное и духовное-творческое.
Катары активно воздействовали на английское общество, проповедуя свои идеи среди аристократии, клеров и простых людей. Их учение и образ жизни были связаны с идеологией духовного очищения и отказа от материальных благ.
Однако катары столкнулись с жестким преследованием со стороны католической церкви. Они были объявлены еретиками и подвергались жесточайшим наказаниям: пыткам, сажению на костре и эпитетам около имен.
В конечном итоге, катары в Англии практически полностью исчезли к концу XIV века. Тем не менее, их идеи и влияние оказали огромное влияние на развитие английского общества и религиозной мысли.
Вальденцы на Английской земле
Вальденцы, также известные как петрбруссианцы или Вальдены, были христианской еретической группой, которая возникла в XII веке во Франции. Они были исключены из Католической церкви и преследовались как еретики.
Вальденцы распространяли свою веру путем проповеди и создания маленьких групп, называемых «домашние церкви». Они отказывались от многих обычаев и обрядов Католической церкви и отрицали некоторые католические доктрины, включая поклонение святым и богопротивные требования церкви.
Вальденцы столкнулись с преследованиями со стороны Католической церкви и местных властей во Франции, поэтому многие из них покинули страну. Некоторые из них отправились на Английскую землю и стали распространять свою веру среди англичан.
На Английской земле вальденцы стали целью преследований и обвинений в ереси. Им запрещалось проводить свои собрания и проповедовать свою веру. Многие из них были арестованы и подвергнуты пыткам, а некоторые были казнены на кострах.
Однако, несмотря на жестокости, вальденцы смогли сохранить свою веру и культуру на Английской земле. Их проповеди и учение продолжали влиять на местное население, и их идеи распространялись через устные передачи и письменные тексты.
Вальденцы на Английской земле сыграли значительную роль в формировании ранней реформационной мысли в Англии. Их идеи о свободе совести, переводе Библии на народный язык и отрицании многих ритуалов и учений Католической церкви нашли отклик у многих людей и влияли на дальнейшее развитие английской церковной истории.
Лолларды в Англии
Лолларды открыто высказывали свои недовольства и сомнения в отношении иерархии церкви, священства, покаяния и чистилища. Они критиковали осуждающую практику торжества и отвергали поклонение святым. Лолларды также отказывались от использования идолов, священных образов и молитв на латыни, требуя, чтобы все религиозные тексты были доступны на английском языке. Лолларды призывали к простоте, нравственности и отвержению мирских благ.
Правящая элита и церковь относились к лоллардам с недоверием и враждебностью. Лолларды были преследуемы и подвергались инквизиции. Множество лоллардов было заключено в тюрьмы, а некоторые даже были сожжены на кострах как еретики.
Однако лоллардское движение не прекратилось полностью. Оно оказало значительное влияние на последующие реформационные движения, включая англиканство. Идеи лоллардов о свободном доступе к Библии на английском языке и критике церкви нашли отклик в сердцах многих людей и стали одной из основ реформационного движения в Англии.