«Мертвые души» – это знаменитый роман русского писателя Николая Гоголя, который был опубликован в двух частях в 1842 и 1849 годах. Но почему автор решил назвать свою работу поэмой, а не романом? Это вопрос, который многих интересует.
Поехавшись по почти всех Губерниях от России, и знакомясь с менталитетом и обычаями помещиков и крепостных крестьян, Гоголь решил описать это в своем произведении. Ему удалось создать удивительный мир, в котором крестьяне редактированы и продаются помещикам, как если бы они были живыми. Именно эта идея оживающих мертвых и приведенных к жизни душ породила название поэмы.
Гоголь вдохновился историями, которые слышал о рассказах о незавершенном списке государственных крестьян в деятельности губернских изменников. Автор решил взять эту идею и развить ее в своей работе. Он рисует портрет оживших мертвых душ, которые продолжают существовать в системе помещичьего общества даже после своей смерти — согласно списку, написанному о них в княжеском местозаконии.
Гоголь и его Мертвые души
Однако, почему Гоголь назвал свою работу «Мертвые души» искусственно созданными словами? Название поэмы несет в себе глубокий символический смысл. Гоголь, с известным своим уникальным стилем, решил использовать необычное выражение, чтобы привлечь внимание читателей и подчеркнуть необъяснимость сюжета.
Мертвые души – это буквально мертвые человеческие души, которые, согласно сюжету произведения, встречаются герою по имени Чичиков. Основная идея поэмы заключается в том, что Чичиков путешествует по деревням и покупает у помещиков «мертвые души» – т.е. списки крестьян, которые уже умерли, но все еще остаются в реестрах и приносят доход своим владельцам.
Использование фразы «мертвые души» отражает мрачную и мистическую атмосферу произведения, а также отсылает к вечным вопросам о сущности человеческого бытия и роли каждого человека в обществе. Символизм названия придает произведению дополнительную глубину и вызывает у читателя размышления о нравственности и морали.
Таким образом, название «Мертвые души» не случайно выбрано Гоголем. Оно передает трагедию и тайну человеческой жизни, а также вызывает ассоциации с общественно-политической системой России в то время. Именно поэтому Гоголь решил назвать свое произведение поэмой – это более декоративное, эмоциональное и громкое название, которое отражает богатство сюжета и авторских идей.
Происхождение названия
Название «Мертвые души» для своего произведения выбрал Николай Гоголь. Оно вызывает интерес и некоторую загадочность, поэтому оно стало предметом обсуждения и различных толкований с тех пор, как роман был опубликован в 1842 году.
Согласно одной из версий, Гоголь выбрал такое название, чтобы олицетворить состояние душ людей, живущих в России в те времена. Он видел их как «мертвые» или пустые, лишенные душевных интересов и моральных ценностей. Гоголь хотел показать, что люди стали своего рода «мертвыми душами», потеряв связь с истинными ценностями и идеалами.
Другая интерпретация связывает название с самой сюжетной линией романа. Главный герой Чичиков выезжает в провинциальные города и покупает «мертвые» или неподвижные крестьянские души, то есть души тех, кто уже умер, но все еще числится в душевных списках и облагается налогом. Это действие является центральным мотивом произведения и источником его символики.
Версия | Описание |
---|---|
Мертвые души как олицетворение потери духовности | Гоголь видит людей как «мертвые души», утратившие душевные интересы и ценности. |
Мертвые души как символ купли-продажи «мертвых» крестьянских душ | Главный герой покупает «мертвые души», тем самым являясь метафорой для проблем России того времени. |
В любом случае, название «Мертвые души» обладает глубоким символическим значением и поддерживает центральные темы и идеи произведения Гоголя.
Жанровая классификация
Роман «Мертвые души» Николая Гоголя относится к одновременно к нескольким жанрам:
- Поэма. Поэма — это крупное поэтическое произведение, которое может иметь эпическую структуру и содержать элементы романа, эпического жанра. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, чтобы подчеркнуть свое намерение создать крупное, эпическое произведение.
- Социальная сатира. Роман Гоголя содержит яркую социальную сатиру, в которой автор высмеивает проблемы и недостатки общества, а также искаженные ценности и моральные идеалы.
- Психологический роман. В «Мертвых душах» Гоголь анализирует психологию героев, их мотивы и внутренний мир. Автор стремится разобраться в психологическом состоянии своих персонажей и показать их внутренние конфликты.
Таким образом, «Мертвые души» — это уникальное произведение, сочетающее в себе элементы поэмы, социальной сатиры и психологического романа. Именно благодаря такому многообразию жанров, роман Гоголя стал одним из наиболее значимых произведений в истории русской литературы.
Влияние «Поэмы в прозе» на русскую литературу
Когда Николай Гоголь опубликовал свое произведение «Мертвые души» в 1842 году, оно немедленно вызвало огромный резонанс в русской литературе. Одним из главных факторов, которые сделали «Мертвые души» особенной в своем роде, было его жанровое своеобразие. Гоголь назвал свою книгу поэмой в прозе, обозначив тем самым новый жанр в русской литературе.
Гоголь создал «Поэму в прозе» в ответ на традиционные жанры русской поэзии, которые преобладали в то время. Вместо того чтобы использовать стих для передачи своей истории, Гоголь воспользовался прозой, чтобы создать особое звучание и ритм. Его проза была похожа на стихотворный ритм, поэтому «Мертвые души» были полным отступлением от традиционных жанров.
Влияние «Поэмы в прозе» на русскую литературу было огромным. Она стала источником и вдохновением для множества писателей и поэтов, которые последовали за Гоголем. Новый жанр открыл новые возможности для выражения мыслей и идей, и это произвело настоящую революцию в русской литературе.
В «Поэме в прозе» Гоголя читатель встречает смесь различных жанров — от сатиры и комедии до трагедии и лирики. Этот эклектичный подход к жанру стал вдохновением для позднейших поколений писателей, которые экспериментировали со стилем и формой с целью создания новых и оригинальных произведений.
Благодаря своей авантюристической природе и творческому подходу к жанру, «Поэма в прозе» открыла новый путь для русской литературы, проложившего путь для следующих поколений писателей. Она стала одним из ключевых произведений русской литературы XIX века и оказала глубокое влияние на искусство в России.
Все это делает «Мертвые души» памятником не только русской литературе, но и всему миру литературы, и доказывает, что иногда самые необычные формы и эксперименты могут принести наибольший успех.
Философский смысл и символика
В произведении «Мертвые души» Гоголь уделяет особое внимание философскому смыслу и символике, которые пронизывают всю романтическую историю.
Одним из главных философских концептов, заложенных в основу произведения, является идея о покупке и продаже человеческих душ. Герой романа, человек с непривычным для того времени моральным кодексом, начинает собирать списки «мертвых душ» — те людей, которые умерли, но до сих пор числятся в собственности господ.
Символически это олицетворяет духовную и моральную пустоту общества того времени, его бюрократическую и человеческую жестокость. В свою очередь, нагрузка, лежащая на герое, напоминает каждому читателю о том, что ни одна душа не должна быть продана, что каждый человек является уникальным и неповторимым.
Гоголь играет также на символике трупа. Концепция мертвых душ, которые продолжают существовать на бумаге, но уже не являются частью реального мира, подчеркивает трагическую судьбу героя и условности общественных норм.
Таким образом, название «Мертвые души» не только отражает сюжет произведения, но и символизирует пустоту и нравственный раздвоенность того времени. Поэма Гоголя внесла значительный вклад в русскую литературу, став одним из наиболее глубоких и многогранных произведений своего времени.