Раскольников задирает нос перед законом — анализ мотивов и характера главного героя

Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского является одним из самых известных произведений русской классической литературы. Одним из главных героев истории является Родион Раскольников, молодой студент, который совершает преступление и обвиняется в убийстве. В данной статье мы рассмотрим основные мотивы, которые побудили Раскольникова к совершению преступления, а также попытаемся проанализировать его психологию и несознание, которые играют ключевую роль в развитии сюжета.

Одним из важнейших мотивов, которые побуждают Раскольникова совершить убийство, является его убеждение в своей уникальности и праве на жизнь. Он считает себя особенным, выше общества и законов, и в этом контексте предлагает себе право убить человека, которого считает ненужным для общества. Он верит, что его преступление будет превосходным по своей гуманистической ценности.

Важным сюжетным мотивом для преступления, совершаемого Раскольниковым, является необходимость исполнения своих финансовых обязательств. Он страдает от нищеты, неспособности оплатить свои долги и обеспечить себе нормальное существование. В этой ситуации Раскольников считает, что убийство может стать выходом из его тяжелого положения, позволяющим ему получить доступ к деньгам и изменить свою жизнь.

Однако наряду с этих мотивов, важной ролью в развитии сюжета занимает психология и несознание Раскольникова. Несмотря на свою уверенность и убеждение в правоте своего действия, герой терзается внутренними муками и постепенно погружается в состояние внутренней борьбы и раскаяния. Этот внутренний конфликт и разрыв между его рассудком и его действиями является важной составляющей психологии Раскольникова, что сделали его одним из наиболее запоминающихся и сложных героев русской литературы.

Имущественное неравенство и социальная справедливость

Раскольников, веря в принцип социальной справедливости, решает, что убийство старушки средственного класса, Алионы Ивановны, и ее сестры Лизаветы, которая работает проводницей, является необходимым злом, посредством которого он может вершить справедливость, даже если это преступление. Согласно его логике, он освободит деньги от старушки, которые она обворовывает у других людей, и сможет использовать их на создание полезных проектов для общества.

Раскольников также считает, что он имеет право решать, достойны ли жизни другие люди, и что некоторые люди имеют право на привилегии, а другим не повезло. Он видит себя как героя-освободителя и жертву общественной несправедливости. Его убеждение в том, что он имеет моральное право на выбор, кому нужно жить, и кто заслуживает смерти, является основой его психологии несознания убийства.

  • Имущественное неравенство является одной из основных мотиваций главного героя, Родиона Раскольникова.
  • Он считает, что богатые и успешные люди живут на деньги бедных и несправедливо распределяют ресурсы.
  • Раскольников верит в принцип социальной справедливости и считает, что убийство Алионы Ивановны и Лизаветы — необходимое зло для вершения справедливости.
  • Он считает, что он имеет право решать, достойны ли жизни другие люди, и что некоторые люди имеют право на привилегии, а другим не повезло.
  • Его убеждение в том, что он имеет моральное право на выбор, кому нужно жить, и кто заслуживает смерти, является основой его психологии несознания убийства.

Эгоистическое стремление к величию

Это эгоистическое стремление к величию приводит Раскольникова к мысли о том, что он имеет право на жизнь и смерть других людей. Он верит, что его удастся оправдать свои действия, ведь он совершает преступление ради высшей цели — освобождения от оков обыденности и достижения своего истинного потенциала.

Весьма символично, что Раскольников мечтает стать «наполеоном», особенным человеком, способным на экстраординарные поступки. Он считает себя наделенным особыми способностями и уверен, что великие исторические фигуры также нарушали законы и превозносили свою волю над общественными нормами.

Жажда величия и стремление к самореализации доминируют в подсознании Раскольникова, приводя его к решению совершить преступление. Однако, после убийства он попадает в плен своего собственного разума, постоянно сражаясь с чувством вины и пониманием неоправданности своего поступка.

Эгоистическое стремление к величию может рассматриваться как симптом глубокого душевного расстройства Раскольникова, его психологического несознания, которое отражает его внутреннюю борьбу и вечную дилемму между жаждой стать великим и сознанием своих моральных принципов.

Сознательное нарушение моральных принципов

Однако, нарушение моральных принципов имеет серьезные психологические последствия для Раскольникова. Как только он осуществляет убийство, его совесть начинает мучить его, и он попадает в состояние агонии и общей психической дезорганизации. Образ разделяющегося «двойника» становится визуальной репрезентацией борьбы между его сознанием и его несознательным.

Таким образом, сознательное нарушение моральных принципов, хотя и основывается на ложной уверенности в собственной «выдающейся» личности, в конечном итоге приводит к разрушению психологического равновесия Раскольникова и его погружению в мир муки и наказания.

Понятие «сверхчеловека» и отброс моральных ограничений

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, идет на совершение преступления с особым мироощущением и уверенностью в правоте своих действий. Он пытается оправдать себя перед самим собой, объясняя свой поступок концепцией «сверхчеловека» и отбрасывая моральные ограничения.

Сверхчеловек — это идея, предложенная немецким философом Фридрихом Ницше. Это философская концепция, в которой «сверхчеловек» — это индивидуал, который способен преодолеть традиционные моральные ценности и стать независимым создателем своей собственной морали. Сверхчеловек освобождается от религиозных догм, моральных запретов и установленных социальных норм. Он вершит свою судьбу и действует в соответствии с собственными принципами.

Раскольников, в своем отвержении традиционных ценностей и моральных ограничений, воспринимает себя как сверхчеловека. Он считает, что он особенный, выше законов, и имеет право выбирать, каким путем идти в жизни. Герой убеждает себя, что ему предназначено совершить убийство и тем самым доказать свою высшую степень развития и гениальности. Он считает себя правителем высшего порядка, для которого правила подчинены его собственной воле.

ПримерЦитата из романа
1«Сверхчеловек есть всегда сознательный ристалище добра и зла.»
2«Сверхчеловек есть тот, кто устремится за новыми возможностями и создаст новые ценности.»
3«Сверхчеловек осмыслит и исполнит ту задачу, которая неблагоприятно для массы людей, но благоприятна для него самого.»

Однако, Раскольников понимает, что его сверхчеловеческие идеалы невозможно реализовать в реальной жизни. Его действия имеют катастрофические последствия, включая убийство и расстройство собственной душевной жизни. Отбрасывая мораль, Раскольников сталкивается с внутренним конфликтом и страданием.

Внутренний конфликт и противоречие между разумом и эмоциями

С одной стороны, разум Раскольникова пытается убедить его в необходимости и справедливости совершения убийства. Он анализирует общество и убежден, что разделение людей на «нормальных» и «выдающихся» позволяет последним игнорировать общепринятые моральные нормы и действовать ради общего блага. Раскольников считает, что его жертва – старая и бесполезная старушка-скряга, и его убийство будет служить «высшей» цели, освобождения человечества от «паразитов». Его разум уверяет его в том, что он разрушит зло, и что его деяние будет оправдано и признано.

С другой стороны, эмоции Раскольникова бурлят и протестуют против этих рациональных установок. Его человеческое «я» напоминает ему о ценности жизни, о бессмертной душе, о собственной природе, которая отвергает преступления и насилие. В глубине его души Раскольников понимает, что убийство против его природы и противозаконно. Он чувствует внутренний конфликт между своим разумом и эмоциями, и это приводит его к нервному и психическому расстройству.

Противоречия между разумом и эмоциями Раскольникова являются основным мотивом его несознания убийства. Они показывают сложность человеческой натуры и невозможность простых ответов на сложные этические вопросы. Раскольников борется с самим собой, пытаясь найти выход из этого морального тупика и понять, каким должно быть правильное решение. Этот внутренний конфликт подчеркивает гениальность Достоевского в изображении психологических состояний своих героев и их внутренних противоречий.

Оцените статью