Как правильно определить вид деепричастия в 6 классе

Деепричастия – это особая часть речи, которая выражает одновременно признак действия и признак состояния. Они используются в предложении как обстоятельства и отвечают на вопросы «как?», «когда?», «при каких условиях?» и др.

В шестом классе ученики начинают изучение деепричастий и одной из сложностей для них является определение вида деепричастия. Вид деепричастия может быть несовершенного или совершенного. От него зависит значение действия или состояния, выраженного деепричастием.

Определить вид деепричастия можно по окончанию. Несовершенное деепричастие образуется с окончанием -а, -я или -в. Совершенное деепричастие образуется с окончанием -вши, -ши, -вший, -ший. Например: шагая (несовершенное), пришедший (совершенное).

Однако, не всегда окончание позволяет определить вид деепричастия однозначно, поэтому необходимо обращать внимание на контекст и значение, которые передает деепричастие. Важно помнить, что несовершенные деепричастия выражают незаконченное или продолжающееся действие, а совершенные деепричастия – законченное действие или состояние.

Понятие и функции деепричастия

У деепричастия есть несколько функций в предложении:

  1. Временная функция – деепричастие может выражать одновременность действия с действием, выраженным глаголом. Например: Закончив работу, я пошел гулять.
  2. Причинно-следственная функция – деепричастие может выражать причину или следствие действия. Например: Сбежав от дождя, они оказались мокрыми.
  3. Сопутствующая функция – деепричастие может выражать сопровождающее действие. Например: Он вышел из дома, посмотрев на часы.
  4. Условная функция – деепричастие может выражать условие для осуществления действия. Например: Придя домой, он сразу же начал делать уроки.
  5. Сравнительная функция – деепричастие может выражать сравнение действий. Например: Он бежал, словно стрела.

Кроме того, деепричастие может выполнять функции обстоятельства.

Особенности деепричастия в 6 классе

У деепричастий есть два вида: причастие действия и причастие состояния. Проанализировав окончания и окончательное приписное окончание деепричастия, можно определить его вид. Если окончание «-в» или «-ющ-«, то это причастие действия, например: «читающий», «плавающий». Если окончание «-ем(ём)» или «-им(ым)», то это причастие состояния, например: «радующемуся», «стоящим».

Однако, для определения вида деепричастия иногда нужно учитывать его смысловую нагрузку в контексте предложения. Например, слово «читающий» может быть как причастием действия («мальчик, читающий книгу»), так и причастием состояния («книга, читающаяся легко»).

Важно учитывать, что деепричастия образуются от глаголов и могут выполнять различные функции в предложении. Они могут выступать в роли обстоятельства, дополнения, определения и др. Правильное определение вида деепричастия позволяет точнее определить его функцию в предложении и сделать правильный выбор при построении предложения.

Как определить вид деепричастия

Определение вида деепричастия основано на следующих признаках:

  1. Синтаксические функции. Действительные деепричастия выполняют функции дополнения, обстоятельства и приложения. Они указывают на действие, которое совершается субъектом или дополнением предложения. Страдательные деепричастия, в свою очередь, обозначают действие, которое испытывает действие главного слова предложения.
  2. Форма. Одним из признаков, позволяющих определить вид деепричастия, является его форма. Действительные деепричастия образуются от глаголов несовершенного вида, а страдательные – от глаголов совершенного вида.
  3. Способ образования. Действительные деепричастия образуются от глаголов при помощи суффиксов -а/-я и -ущ-. Страдательные деепричастия образуются при помощи суффиксов -ен/-н, -т, -тся.
  4. Грамматическое значение. Каждый вид деепричастия имеет свои характерные значения, отражающие видовые и временные отношения. Действительные деепричастия выполняют функцию доконечности и доконания, а страдательные – функцию несовершенного вида и длительности.
  5. Семантические признаки. Действительные деепричастия могут обозначать причину, способ, цель, обстоятельства, время, место. Страдательные деепричастия часто связаны с действиями или состояниями, происходящими без участия субъекта.

Используя указанные признаки, можно определить вид деепричастия в предложении. Это поможет понять его роль и значение в контексте текста и использовать его соответствующим образом.

Классификация деепричастий по виду

Отглагольное деепричастие обозначает действие и образуется от глагола добавлением к нему окончания -ша (если глагол оканчивается на -ть) или -в (если глагол оканчивается на -ить). Например: плавая, бывшая, читав.

Состояние обозначает определенное состояние и образуется от имен прилагательных или причастий добавлением к ним окончания -вши, -ши, -в, -я, -е (в зависимости от рода, числа и падежа). Например: стояв, побывав, лежа.

Классификация деепричастий по виду позволяет определить, связано ли деепричастие с действием или состоянием, и использовать его правильно в предложении.

Правила образования деепричастий

1. Деепричастия настоящего времени образуются от глаголов разных видов, добавлением к основе суффиксов –щи (в глаголах 1-го и 2-го спряжения) или –ущи (в глаголах 3-го спряжения).

Например: ходящий, бегущий, читающий.

2. Деепричастия прошедшего времени образуются от глагола одного вида путем добавления к инфинитивной основе суффикса -вши или -ши.

Например: ушедший, остановившийся, посмотрев.

3. Деепричастия прошедшего времени также могут образовываться от глагола другого вида путем добавления к инфинитивной основе суффикса -вшись или -шись.

Например: прочитавшийся, побывавшийся.

4. Некоторые глаголы имеют нестандартное образование деепричастий. Например:

  • говорить — говоря
  • есть — евши
  • идти — идя

5. Деепричастия могут быть однородными по своему значению с придаточными предложениями или дополнительными членами предложения. В этом случае они могут выступать в роли обстоятельств.

Например: Отправившись домой, он встретил старого друга.

Вышеуказанные правила помогут вам определить вид деепричастия и правильно использовать его в предложении.

Примеры употребления деепричастий

Деепричастия в русском языке часто используются для передачи дополнительной информации о действии или состоянии. Они могут выражать причину, цель, условие, время и другие обстоятельства.

Вот несколько примеров употребления деепричастий:

  • Остановившись на краю пропасти, он ощутил страх.
  • Будучи усталым, я решил отдохнуть.
  • Сделав домашнее задание, Аня приступила к игре.
  • После выключения света, комната окуталась темнотой.
  • Закончив работу, она почувствовала облегчение.

Деепричастия часто образуются от глаголов и имеют суффикс -в или -вши. Они могут изменяться по временам и видам, как и глаголы.

Правильное определение вида деепричастия позволит правильно описывать действия и состояния в речи, что поможет сделать текст более точным и выразительным.

Упражнения на определение вида деепричастия

Действительные деепричастия обозначают действие, которое совершается субъектом. Они имеют активное значение и отвечают на вопросы: что делая?, что сделав? Примеры действительных деепричастий: танцуя, появившись, играя.

Страдательные деепричастия, наоборот, обозначают действие, которое происходит с объектом или подлежащим. Они имеют пассивное значение и отвечают на вопросы: что сделав?, что получив? Примеры страдательных деепричастий: прочитано, просмотрено, убегая.

Чтобы научиться определять вид деепричастия, нужно обратить внимание на окончания и форму слова. Действительные деепричастия оканчиваются на -я, -вши, -ши, -в, -ив, -ими, -учи, -я, -ясь, -у, -а; а страдательные деепричастия образуются с помощью окончания -ямый, -енный, -тый, -ный.

Вот несколько упражнений, которые помогут вам определить вид деепричастия:

  1. Определите вид деепричастия в следующих предложениях:
  2. Девочка танцуя выглядела очень красиво.
  3. По железной дороге промчавшись поезд остановился на станции.
  4. Сидя на скамейке, девушка читала книгу.
  5. Выберите деепричастие и укажите его вид:
  6. а) прочитанный — страдательное
  7. б) пробежавший — действительное
  8. в) играющий — действительное
  9. Прочитайте предложения и заполните пропуски деепричастиями правильного вида:
  10. а) ____(печатая) письмо, он попросил меня прочитать его.
  11. б) ____(скрывая) улыбку, она рассказала мне секрет.
  12. в) ____(убегая) от дождя, я потерял зонтик.

Решив данные упражнения, вы сможете легко определить вид деепричастия. Запомните правила, обращай внимание на окончания и форму слова, и вы всегда будете успешно различать действительные и страдательные деепричастия.

Оцените статью