Коэффициент бонус-малус (КБМ) является основным параметром, который влияет на стоимость обязательного страхования автогражданской ответственности, или ОСАГО. Каждому владельцу транспортного средства присваивается определенный КБМ, который определяет размер страховой премии.
Коэффициент бонус-малус основывается на статистике дорожно-транспортных происшествий. Чем дольше владелец автомобиля не допускает ДТП, тем ниже становится его КБМ и соответственно, меньше страховой взнос, который ему придется платить. Таким образом, КБМ позволяет стимулировать водителей к более безопасному управлению транспортными средствами.
При первоначальном оформлении ОСАГО, владельцу автомобиля присваивается базовый коэффициент 1, который соответствует среднему уровню безопасности. Затем, каждый год безаварийного вождения позволяет понизить КБМ на 0,05. В случае наличия страхового случая, КБМ возрастает на 0,2, что приводит к увеличению размера страхового взноса.
Как формируется КБМ при расчете страховки ОСАГО
КБМ формируется на основе опыта вождения и истории страховых случаев за предыдущие периоды. При первичном оформлении полиса ОСАГО водителю присваивается базовый коэффициент, который обычно равен 1. Но при последующих продлениях страховки КБМ может измениться в зависимости от наличия или отсутствия страховых случаев.
Если пользователь не предоставлял информацию о своей истории вождения, КБМ может быть сформирован на основе общей статистики страховых случаев в регионе.
Таблица ниже демонстрирует преобразование КБМ в процентное соотношение и его изменения в зависимости от истории страховых случаев:
КБМ | Процентное соотношение |
---|---|
1 | 100% |
0.95 | 95% |
0.9 | 90% |
0.85 | 85% |
0.8 | 80% |
Если водитель не допустил страховых случаев в течение года, его КБМ уменьшается на 5%, что позволяет сэкономить на страховке при продлении полиса. В случае страхового случая идет увеличение КБМ на определенный процент, что приводит к увеличению стоимости страховки.
Таким образом, КБМ при расчете страховки ОСАГО формируется на основе истории страховых случаев и отражает степень страховой ответственности водителя. Чем больше положительная история страхования, тем меньше КБМ и стоимость страховки.
Исходные данные для расчета КБМ
При расчете Коэффициента Бонус-Малус (КБМ) используются следующие исходные данные:
Наименование | Описание |
---|---|
Длительность периода страхования | Временной промежуток, в течение которого человек является страхователем без прерывания |
Количество случаев полной страховой выплаты | Количество случаев, когда страховая компания полностью выплатила страховое возмещение из-за причинения вреда другим участникам дорожного движения |
Количество случаев частичной страховой выплаты | Количество случаев, когда страховая компания выплатила только часть страхового возмещения из-за причинения вреда другим участникам дорожного движения |
Количество случаев отсутствия страховых выплат | Количество случаев, когда страховая компания не выплатила страховое возмещение из-за отсутствия причинения вреда другим участникам дорожного движения |
Эти данные помогают определить коэффициент, который будет учитываться при расчете страховой премии при оформлении полиса ОСАГО.
История происхождения КБМ
В начале 1970-х годов система КБМ была впервые внедрена на автомобильном рынке СССР. Главной целью было поощрение безаварийной езды и снижение количества дорожно-транспортных происшествий. Принцип работы КБМ заключался в том, что при отсутствии страховых случаев водитель получал скидку на страховку, а при наличии страховых случаев – премия увеличивалась.
Вначале КБМ был предназначен только для пассажирских автомобилей и грузовиков, затем его распространили на автобусы и специальную технику. В СССР КБМ имел три уровня: 1, 1/2 и 2. Водители, получившие КБМ 1, получали скидку в размере 40% от премии. Водители с КБМ 1/2 получали скидку 10%, а водители с КБМ 2 платили полную премию по страховке.
В 1992 году с распадом СССР система КБМ постепенно прекратила свое существование. Однако, идея КБМ была заимствована и развита в других странах, включая Россию. В настоящее время КБМ в России имеет несколько уровней, начиная от «максимального бонуса» до «максимального малуса», соответствующих различным скидкам и наценкам на страховку.
Алгоритм расчета КБМ на примере ОСАГО
- При получении полиса ОСАГО водителю устанавливается базовый КБМ. Обычно базовым КБМ является 1 (единица).
- Если водитель допустил ДТП и при этом был виновником, то его КБМ увеличивается на единицу. Например, при базовом КБМ в 1, оно станет равным 2.
- Если водитель допустил ДТП, но при этом он не был виновником, его КБМ не изменяется.
- Если водитель включается в группу страхователей с 10-летним безаварийным стажем, его КБМ снижается на единицу. Например, при базовом КБМ в 1, оно станет равным 0.
- Для каждых последующих лет безаварийной езды КБМ водителя уменьшается на единицу, но не может быть отрицательным.
- Максимальное значение КБМ – 2.
Итак, алгоритм расчета КБМ на примере ОСАГО включает в себя увеличение КБМ при нарушении ПДД и безграмотном вождении, а также снижение КБМ с увеличением стажа безаварийной езды. Знание алгоритма расчета КБМ позволяет составить представление о стоимости ОСАГО для каждого конкретного водителя.
Факторы, влияющие на размер КБМ
Размер Коэффициента Бонус-Малус (КБМ) при расчете ОСАГО зависит от нескольких факторов:
- Стаж вождения: Чем больше лет безаварийной езды за рулем, тем меньше КБМ. Водители с длительным стажем имеют более низкий КБМ, что определяется их опытом и навыками вождения.
- История ДТП: При наличии аварий водителя КБМ увеличивается. В зависимости от количества произошедших ДТП и их степени ответственности, размер КБМ может значительно повыситься.
- Количество застрахованных машин: Если водитель страхует одну машину, его КБМ меньше, чем при страховке нескольких автомобилей. Это связано с тем, что в случае возникновения ДТП, у водителя будет больше выплат, что увеличит риск для страховой компании.
- Территория использования автомобиля: Зависит от региона и города, в котором водитель проживает или работает. Если местность считается аварийной, КБМ может быть повышен.
Учитывая все эти факторы, страховая компания рассчитывает итоговый КБМ, который влияет на стоимость страховки ОСАГО.
Способы снижения КБМ
Для снижения коэффициента бонус-малус (КБМ) при расчете страховки ОСАГО можно использовать несколько способов:
Способ | Описание |
1 | Безаварийная езда |
2 | Добровольный дедактбл |
3 | Использование дополнительных страховых услуг |
4 | Правильный выбор транспортного средства |
Самый распространенный способ снижения КБМ — безаварийная езда. Чем дольше водитель ездит без происшествий и вызовов на дорогу, тем меньше будет его коэффициент бонус-малус.
Также можно выбрать добровольный дедактбл — это сумма, которую водитель готов заплатить из своего кармана при урегулировании страхового случая. Чем выше добровольный дедактбл, тем ниже будет КБМ.
Другой способ — использование дополнительных страховых услуг, например, имеется в виду автокаско или страхование от угона. При наличии таких услуг можно получить скидку на ОСАГО и, соответственно, снизить КБМ.
Наконец, правильный выбор транпортного средства тоже может сказаться на коэффициенте бонус-малус. Автомобили с высоким показателем безопасности и низким расходом топлива могут иметь более низкий КБМ.