Новый год — это особенный праздник, который любят не только дети, но и взрослые. Подготовка к этому празднику начинается задолго до его наступления, и одним из главных атрибутов новогоднего настроения является наряженная елка. Но откуда взялась эта традиция и почему именно елка стала символом праздника? В данной статье мы расскажем об истории возникновения и развития этой традиции.
Говорят, что обычай наряжать елку на новый год пришел к нам из Германии. В Средние века немецкие колдуны украшали деревьями магические амулеты и вешали на ветви свечи, которые символизировали свет и жизнь. Позднее, когда христианство стало основной религией в Германии, деревья стали украшать кружевными и шерстяными игрушками, а вместо свечей поставили зажженные лампочки. Так появилась традиция украшать елку на рождество и новый год.
История распространилась по всей Европе, и уже в XIX веке эта традиция стала популярной в России. Знаменитый русский поэт Александр Сергеевич Пушкин даже описал наряженную елку в своей сказке «Золотой петушок». С тех пор украшение елки стало неотъемлемой частью новогоднего праздника в России и во многих других странах.
История обычая наряжать елку на Новый год
Традиция наряжать елку на Новый год имеет давние истоки и связана с различными обрядами и верованиями разных народов.
Один из первых упоминаний о наряженной елке относится к Германии XVII века. Тогда нарядить елку вручную проделывали в кругах знати. Но следующая важная дата связанная с этой традицией – это 19 век, когда елочные игрушки начали массово производиться на фабриках. В то же время елку начали наряжать уже во многих странах Западной Европы.
В Шотландии и Ирландии раньше наряжали больше молодую ёлку, предвещающую их будущее семейство. Нарядить их же подсрунную ёлку категорически запрещено, так как она принесёт несчастье семье.
На Украине и в России начали украшать елку намного позднее XVIII века. Во время празднования католического нового года елку наряжали исключительно знати. Однако с началом XIX века украшенные елки стали появляться в домах обычных граждан. Говорят также, что русский литератор Одинский в 1817 году распространил в Москве моду на наряжение елок. После этого традиция быстро распространилась по всей России и стала одной из самых популярных новогодних традиций.
Течение времени привнесло в обычай наряжать елку на Новый год множество новых элементов, таких как гирлянды, игрушки и лампочки. Сегодня этот обычай практикуется во многих странах мира и ассоциируется с радостью, семейным теплом и ожиданием чуда в преддверии Нового года.
Происхождение традиции
Традиция наряжать елку на новый год имеет древние корни. Она восходит к античным временам, когда деревья украшались в знак празднования зимнего солнцестояния.
В Древнем Риме на Рождество в домах ставились всевозможные растения, сирень и пальмы, а некоторые даже выгонялись на улицу, где украшались различными зеркалами, яблоками и свечами. Эти ритуалы сопровождались празднованием и дарением подарков.
Древние германцы зимой вручали друг другу зелёные ветви в символе долголетия в периоды холодов и отсутствия света. Именно от германцев шла традиция наряжать новогоднюю елку. Ветви и позднее деревья становились вершиной новогодних праздников, олицетворяя обновление и возвращение к жизни.
В Северной Европе, на Рождество, украшались особые деревья, называющиеся рождественскими чудесами. Их озаряли свечами и украшали яблоками, хлебом, конфетами, а часто также поверхностю ветвей и ствола располагали игрушки из стекла и серебра. Они символизировали богатство и счастье в Новом году.
В средние века елка была символом долголетия и безмерного благополучия. В некоторых германских странах и в Швеции елку ставили на площадях городов, а после празднования сожигали, чтобы всевозможные беды и несчастье уходили куда-то далеко. По такому же принципу новогодние ёлки использовались в Русском государстве, особенно в городах.
Таким образом, традиция наряжать елку на новый год была заложена в глубокой древности и сохранилась до наших дней. Они является символом радости, праздника и восстановления жизни в трудное времена года. Она объединяет людей и призывает к надежде на лучшее будущее.
Первые упоминания наряженной елки
Традиция наряжать елку на Новый год уходит своими корнями в глубочайшую древность. Первые упоминания наряженных елок можно найти в языческих ритуалах древних народов Европы. Во время зимнего солнцеворота, когда дни становились все короче и холод становился все суровее, люди обращались к природе с надеждой на возвращение солнечного света и плодородие земли.
Елка в этом случае символизировала вечное зеленое дерево, выживающее даже в самых суровых зимних условиях. Елка являлась связующим звеном между небом и землей – вершинами и корнями, светом и тьмой. Она украшалась священными символами и жертвенными предметами, которые призванны были привлечь благодатное влияние духов и богов на жизнь и природу.
Первые исторически документированные упоминания о наряженной елке относятся к XIII веку. Это связано с распространением и расширением христианства, где старые языческие обычаи и верования соединились с новыми христианскими традициями. Елка была ассоциирована с рождественской ночью и символизировала Рождество Христово – свет, спасение и воскрешение.
Год | Видение елки | Комментарий |
---|---|---|
1510 | По заказу бременского магистрата была установлена интересующая композиция, два круга с изображением деревьев и единственной березой между ними. На одном круге был изображен преимущественно мужской праздник, бракосочетание, на другом круге — главным образом женский, великое рождество. | Из деятельности Ратуса-63 (мэра) Ратуса-51 нами его потомками нам известно лишь одно. Это изображение женитьбы (устава) чвлящитсься как «qualter feierliche vrmharunge zhum brudor lawtigo vor tymen ᵹhemeyn vrᵹerichte und in den ᵹe- stare manslu- ᵹhe odeге meidenliger proteгirunghe danach wy der jnnerst schultze vnde schuledichen beden werden und derselbe brudor ᵹfun thech uor- gerichte | re na eim selbon vnderthanighe man»); Auftr. des гогимуссьного ратша для «vermarunge zhum brederliche lawtige ertenlicheghen ᵹemean vrᵹerichte» ставится оговорение о п·фаефе ᵹecaht даръ около 1 жннар}; auf Gnaden деле aller steteших L Детейееъ эл EntcKrd даръ 2 februar}. В статье Рослендо 1870, с. 92 перечень вольности проугибается ро резолюции от 19 мая. |
1521 | Елка была наряжена внутри Риги в честь визита германского рыцаря Курлянди и Витебского года. С этой даты есть описание «[…] Also wart alle dagen von saluſcene vigile bis an nates dni our | herre am tage nich der vil ſubern vondar und pyteste chol ergebenlich do von betagente machte frunde des zw ein tic wot mit un ſ dage clage un | etkomunde ſkint with im songe clage eme ein (claweſ ſkouwe vntz morgen komen were) und a von vngeno |\] |