Романы «Евгений Онегин» Александра Пушкина и «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова являются великими литературными произведениями, популярными и сегодня. Органично вписываясь в русскую классическую литературу, оба произведения представляют читателю героев, которые кажутся «лишними». Онегин и Печорин — две ярких индивидуальности, которые не находят своего места в обществе и не могут найти смысл жизни вокруг себя.
В центре сюжета обоих романов находятся анти-герои, которых отличает отчужденность от окружающего мира и отличие от общественных норм и ценностей. Онегин и Печорин оказываются неспособными адаптироваться в аристократическом обществе, потому что они утратили веру в идеалы, им постоянно не хватает глубины и смысла. Они скучают и чувствуют печаль, исходящую из тупиковости своих жизней. Возможно, это объясняется их необходимостью индивидуального самовыражения и несоответствующего миру их истинного я.
Пушкин и Лермонтов пишут романы, в которых открываются проблемы свободы и идентичности. Отношения героев с окружающим миром кажутся тонкими и разрушенными: Онегин отвергает общественную жизнь, а Печорин остается равнодушным к происходящему вокруг него. Подобное отчуждение приводит к глубокому одиночеству, ощущаемому каждым героем, и неудовлетворенности, неразрешимой для самого героя и для читателя. Поэты сталкиваются с проблемой социализации и демонстрируют негативные особенности и ограничения социальной жизни.
Онегин и Печорин: лишние герои в романах Пушкина и Лермонтова
Онегин — «простой молодец», богатый и красивый, но его современники считают его своеобразным и неприспособленным. Он не заботится о своем будущем, отвергает общепринятые нормы поведения и культуры. Вместо того, чтобы строить карьеру, он предпочитает погружаться в мир своих мыслей и эмоций. Онегин демонстрирует лишний человек, неспособный найти себе дело или цель.
Печорин из романа Лермонтова также является отшельником, отделяющим себя от общества. Он молод, образован и привлекателен, но вместо того, чтобы воспользоваться своими преимуществами, он замкнут в себе и ищет приключений и опасностей. Печорин осознает свою чуждость окружающему миру и разрывается между жаждой счастья и желанием причинить вред другим.
Интересно отметить, что как Онегин, так и Печорин имеют много общего в своем характере и судьбе. Оба они представляют собой типичных «лишних людей» в прозе ХIХ века. Они наделены талантом и красотой, но не могут обрести счастье и находятся в постоянной борьбе с самими собой.
Таким образом, Онегин и Печорин — это лишние герои романов Пушкина и Лермонтова, не находящие свое место в обществе и неспособные найти смысл своей существования. Их характеры являются частью общей проблематики русской литературы того времени и отражают постепенное отдаление индивида от общества и потерю ценностей.
Неуклюжая адаптация к жизни
Евгений Онегин, молодой и богатый дворянин, с самого начала романа отвергает общество и принятые в нем нормы. Он игнорирует общественные мероприятия, презрительно относится к тусовке светской молодежи и устоям, в которых они обычно участвуют. Онегин ощущает себя «лишним человеком» в этом окружении, считая высокомерных дворян их поклонников лицемерами и постоянно ставя их в неловкое положение своими высказываниями и действиями.
Печорин, герой романа «Герой нашего времени», также предпочитает жить вне общества, пренебрегая его нравственными нормами. Он устал от поверхностности и лицемерия светского общества и ищет свободы и истины в глухих уголках Кавказа. Печорин не может найти себе место в обычном общении и часто оказывается лишним в разных ситуациях, будь то светская беседа, общение с семьей Лары или неопределенные отношения с прекрасной женщиной Бэлой. Он теряется и не находит свое место в мире.
Оба героя, Онегин и Печорин, испытывают чувство одиночества и исключенности из общества. Они не могут приспособиться к общественной жизни и постоянно чувствуют себя лишними, не вписывающимися в весь этот порядок вещей. Это делает их интересными и загадочными персонажами, но также отражает их трагический конфликт с собой и социумом, который стал одной из основных тем русской литературы.
Отчуждение в обществе и самоизоляция
Отчуждение в обществе
Один из главных мотивов, присутствующих как в «Евгении Онегине» Пушкина, так и в «Герое нашего времени» Лермонтова, — это отчуждение главных героев в обществе. Онегин и Печорин — оба являются интеллигентами, которые не вписываются в рамки социальных ожиданий и ролей. Они не проявляют интереса к общественным событиям и не соответствуют представлениям о вертикальной социальной мобильности.
В «Евгении Онегине» Пушкин показывает Онегина как невозмутимого эстета, который ведет себя неприемлемо в высшем обществе. Онегин отвергает конформизм и пропагандирует индивидуализм, не признавая принятые общественные нормы и ценности. Он не участвует в социальных событиях и отдаляется от людей, оставаясь отчужденным.
В «Герое нашего времени» Лермонтов создает образ Печорина, которого антагонисты и другие общественные деятели не могут понять или принять. Печорин, как и Онегин, чужой среди своих современников, отдаляется от общества, не находя свое место в нем. Он сталкивается с отчуждением и непониманием в обществе, что приговаривает его к одиночеству и изоляции.
Самоизоляция
Еще одна особенность героев романов Пушкина и Лермонтова — их склонность к самоизоляции. Онегин и Печорин предпочитают проводить время в одиночестве, отдыхая от людей и общества. Эта самоизоляция может быть причиной их отчуждения и чувства несоответствия в обществе.
Онегин, отдаляясь от общества, находит удовольствие и истинное счастье в одиночестве. Он стремится к уединению, исключая любые социальные контакты. Однако, эта самоизоляция может быть предпосылкой его трагической судьбы.
Печорин также отстраняется от общества, предпочитая быть один на один с природой или с самим собой. Он ищет покой и спокойствие в отдаленных местах, позволяя себе глубокую и созерцательную одиночку. Это одиночество, однако, ведет его к чувству изоляции и безысходности.
Оба романа показывают, как отчуждение и самоизоляция может приводить к негативным последствиям для героев. Они остаются лишними в своем обществе, не способными найти свое место или установить гармоничные отношения с окружающими. Таким образом, Пушкин и Лермонтов предлагают критический взгляд на социальные ограничения и несправедливости, отталкивающие отчужденных героев от общества, и вместе с тем искренне глубоко одиночества и самоизоляции этих личностей.