Почему Раскольников не может согласиться с принципом Лужина

Роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» является одним из величайших произведений мировой литературы. В центре сюжета находится главный герой Родион Раскольников, который совершает преступление, убивая старую залоговую бабушку и ее сестру. Это преступление является результатом его философской концепции, основанной на принципе сверхчеловека, который проповедовал немецкий философ Ницше.

Однако, несмотря на свои рациональные и философские убеждения, Раскольников не может принять принцип Лужина, который обещает стабильность, материальное благополучие и безопасность. Богатый и успешный Лужин предлагает Раскольникову свою руку и сердце, но герой не может согласиться на это предложение, несмотря на непростое положение и свои финансовые трудности.

Почему же Раскольников не может стать частью мирского порядка, который предлагает Лужин? Ответ на этот вопрос можно найти в самой сущности идеала сверхчеловека, который является основой его философских убеждений и действий. Для Раскольникова это не просто теория, а реальная возможность стать лидером и привести к переменам в обществе.

Психологический расклад Раскольникова

Одной из причин такого расклада является его глубокий моральный искаженный взгляд на мир. Раскольников полон негодования по отношению к общественной системе, которая, по его мнению, несправедливо распределяет блага и привилегии. Он считает, что только сильные и умные имеют право на выживание, в то время как слабые и бессильные должны уступить им дорогу. В таком контексте принцип Лужина, основанный исключительно на интересах и выгоде своей личности, противоречит его мировоззрению, поскольку он считает, что человек должен служить обществу и нести ответственность за тех, кто потерпел неудачу из-за системы.

Кроме того, Раскольников является человеком высоких этических принципов и сильной внутренней совести. Убийство Алена Ивановича стало для него психологическим испытанием, и его поступок занимает центральное место в его сознании. Он не мог просто принять принцип Лужина, который оправдывает эгоистическое поведение и отрицает совесть и смысл морального выбора. Для Раскольникова принцип Лужина не содержит в себе объективных ценностей и не учитывает этические и моральные аспекты человеческой жизни.

Наконец, важным моментом является внутреннее противоречие в самой личности Раскольникова. Он, с одной стороны, стремится к счастью и удовлетворению своих личных желаний, как предлагает принцип Лужина, но, с другой стороны, он испытывает мучительную внутреннюю борьбу из-за своего преступления. Его жажда справедливости и стремление к истинной мудрости сталкиваются с его темными и деструктивными силами. Принцип Лужина, который призывает фокусироваться исключительно на своих интересах, не учитывает эту внутреннюю борьбу, поэтому Раскольников не может принять его.

Противоречие судьбы Лужина

Лужин, будучи представителем интеллигенции и имея высокий социальный статус, полагает, что его права важнее прав и чувств других людей. Это проявляется в его отношении к Дуне – он считает ее своей собственностью и не учитывает ее мнения и желания.

Противоречие судьбы Лужина заключается в том, что он пытается создать идеальный мир, основанный на ограничении свободы других людей. Он считает, что планы и стратегии важнее эмоций и чувств. Но вместо того, чтобы привести его к успеху, эти амбиции идеализма погружают его в самоотчуждение и одиночество.

Раскольников, наблюдая это противоречие и видя, что Лужин не счастлив, не может принять его принцип, потому что он противоречит его собственным убеждениям о человеческой свободе и справедливости.

Неприемлемость принципа отчуждения

Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников отвергает идею, предложенную Лужиным, о создании «хрупкого искусственного преступника» для достижения общей пользы. Этот принцип отчуждения, согласно Лужину, позволит избавить общество от преступников и создаст «идеальное» социальное устройство.

Однако Раскольников не может смириться с этой идеей, так как она лишает человека его свободы и индивидуальности. Он утверждает, что живой человеческий дух не может быть подвергнут эксперименту и ограничен в своих правах ради некоего абстрактного блага общества. Раскольников считает, что каждый человек обладает свободой выбора и должен нести ответственность за свои поступки, иначе общество обречено на деградацию и отчуждение.

Кроме того, Раскольников подчеркивает, что принцип отчуждения приводит к созданию неравного общества, где одни люди становятся жертвами для достижения цели других. Это противоречит основным принципам справедливости и равенства, которые должны лежать в основе социального устройства.

Таким образом, Раскольников не принимает принцип отчуждения, так как он видит в нем угрозу для свободы и индивидуальности человека, а также аморальность и несправедливость такого подхода к социальной проблеме.

Протест против преследования

Преследование, будь то социальное, политическое или моральное, всегда приводит к негативным последствиям для человека. Оно лишает его свободы мысли и действия, ограничивает возможности самовыражения и самореализации. Раскольников, будучи человеком свободолюбивым и самостоятельным, не может согласиться с идеей преследования в любом ее проявлении.

Согласно принципу Лужина, правительство должно иметь возможность преследовать и наказывать индивидуумов за потенциальное совершение преступления. Однако Раскольников понимает, что такая политика приведет к несправедливым ситуациям и ошибочным обвинениям. Человек будет жить в постоянном страхе быть преследуемым за свои мысли, слова и даже намерения. Это не только лишает его свободы, но и вредит его психологическому состоянию.

Раскольников также осознает, что преследование может быть использовано в политических целях, чтобы уничтожить оппозицию и подавить свободу слова. Он видит, как правительство, используя принцип Лужина, создает атмосферу страха и подавления, в которой люди не могут открыто выражать свои мысли и бороться за свои права. Раскольников против этой идеи и стремится к свободе, справедливости и равноправию для всех.

Итак, Раскольников не может принять принцип Лужина, потому что он видит в нем форму преследования и ограничения свободы. Его стремление к справедливости, свободе и равноправию делает его противником любых форм преследования личности в обществе.

Раскольников идет своим путем

При обсуждении возможности принятия принципа Лужина, важно понимать, что Раскольников изначально был нацелен на свое собственное видение мира и свои принципы. Его личность и внутренний конфликт не позволяют ему просто взять и принять иной путь.

Раскольников верит в свою индивидуальность и свое особое предназначение. Он считает себя наделенным особыми качествами и способностями, что позволяет ему брать на себя роль судьи и исполнителя наказания. Он считает себя своего рода «надчеловеком», который может игнорировать общепринятые нормы и законы.

Такое отношение противоречит принципу Лужина, который призывает к строгости, систематичности и привязанности к правилам. Раскольников не способен подчиниться этому принципу, так как он считает его ограничивающим и несправедливым.

Кроме того, у Раскольникова есть своя внутренняя мотивация для совершения преступления и своей особой системы ценностей. Он верит, что убийство предназначено для достижения высших целей, таких как освобождение от бедности и создание нового порядка в обществе. Принцип Лужина не предлагает подобных мотиваций и целей, и поэтому Раскольников не может пройти по этому пути.

Итак, Раскольников идет своим путем, не принимая принцип Лужина. Его убеждения, уникальная личность и собственные цели сводят на нет возможность принятия этого принципа, который противоречит его взглядам на мир и справедливость.

Оцените статью