Структура учебной деятельности по Эльконину — основные принципы и этапы

Учебная деятельность по методу Эльконина является одним из наиболее эффективных и передовых подходов в области психологии обучения. Этот метод основан на принципе активного взаимодействия ученика с учителем и связывает учебный процесс с развитием речи и мышления. В данной статье мы рассмотрим основные принципы и этапы учебной деятельности по Эльконину.

Один из основных принципов метода Эльконина — это принцип зоны ближайшего развития. Согласно этому принципу, учитель должен находиться рядом с учеником, непосредственно помогая ему осваивать новые знания и навыки. Вместе с тем, учитель должен создать условия для самостоятельного мышления и решения задач учеником. Этот подход считается наиболее эффективным для развития критического мышления и самостоятельности ученика.

Учебная деятельность по Эльконину состоит из нескольких этапов. На первом этапе проводится актуализация предварительных знаний и формирование мотивации к изучению новой темы. Затем следует этап обучения, на котором учитель подробно объясняет новый материал и проводит индивидуальную или групповую работу. На следующем этапе проводятся практические упражнения, игры и тренинги, направленные на закрепление полученных знаний и навыков. Наконец, на последнем этапе проводится контроль и оценка усвоения материала.

Структура учебной деятельности по Эльконину

Учебная деятельность по методу Эльконина работает на формирование у детей навыков чтения и письма на основе существующих у них устных навыков.

Принципы структуры учебной деятельности по Эльконину:

  • Игровой характер: обучение происходит через игровую форму деятельности, что позволяет детям активно участвовать и весело проводить время.
  • Органическая связь с реальной жизнью: учебные задания направлены на использование знаний в практическом контексте, что помогает детям видеть смысл процесса обучения.
  • Поддержка разнообразных видов деятельности: метод позволяет использовать различные виды работы, такие как игра, чтение, письмо, обсуждение, что способствует развитию разных навыков у детей.
  • Последовательность и систематичность: обучение происходит поэтапно, с учетом предшествующих знаний и умений детей, что помогает им систематически углублять свои знания.
  • Индивидуализация и дифференциация: метод позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и предлагает разные уровни сложности заданий.

Этапы учебной деятельности по методу Эльконина:

  1. Подготовительный этап: учитель проводит знакомство с задачами и правилами учебной деятельности, активизирует предшествующие знания детей, создает интерес к процессу обучения.
  2. Основной этап: учитель предлагает детям конкретную задачу, связанную с чтением или письмом, ребенок активно участвует в деятельности, получает обратную связь от учителя, коррекцию и поддержку.
  3. Итоговый этап: учитель проводит обобщение полученных знаний, умений и навыков, акцентирует внимание на достижениях и прогрессе учеников, подводит итоги урока.

Структура учебной деятельности по Эльконину позволяет детям развиваться в непринужденной и интересной форме, активно использовать свои способности и достигать успеха в овладении грамотой.

Принципы и этапы

  • Принцип научного характера задачи. В заданиях используются принципы исследовательского подхода, что стимулирует развитие мышления и познавательных способностей детей.
  • Принцип системности и последовательности. Учебные задания направлены на развитие различных аспектов интеллектуальных способностей детей и структурированы поэтапно.
  • Принцип индивидуального подхода. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его возрастные и психологические особенности.
  • Принцип эффективной обратной связи. В процессе выполнения заданий дети получают обратную связь от педагога, что помогает им развивать навыки и корректировать свою деятельность.

Структура учебной деятельности по методу Эльконина состоит из нескольких этапов:

ЭтапОписание
МотивацияПедагог формирует интерес у детей к теме урока и активизирует их предварительные знания.
Понятийное планированиеПедагог рассказывает детям цель урока и объясняет новые понятия и термины, которые будут использоваться.
Практическая деятельностьДети выполняют практические задания, игры и упражнения, связанные с усвоением новых знаний и навыков.
ОбобщениеПедагог суммирует полученные результаты, подводит итоги и закрепляет основные понятия урока.
РефлексияДети делятся своими мыслями и впечатлениями от урока, а также задают вопросы и выражают свои мнения.
Оцените статью