Сжатое изложение — это одна из форм написания сочинений, которую нужно освоить в шестом классе в рамках уроков русского языка. Сжатое изложение представляет собой краткое и лаконичное изложение основных мыслей и событий текста при сохранении его структуры и логики.
Важное правило при написании сжатого изложения — это умение выделить основные моменты и события из текста. Для этого нужно внимательно читать текст, выделять ключевые слова и фразы, а затем формулировать их более кратко и точно. Важно помнить, что сжатое изложение не является пересказом текста, а лишь его кратким изложением.
Пример сжатого изложения:
В уроке русского языка мы изучали текст о путешествии поезда. В тексте говорилось, что поезд двигается по железной дороге, останавливается на станциях, пассажиры входят и выходят из поезда. Поезд проезжает через различные ландшафты — леса, поля, горы. В конце пути поезд прибывает на конечную станцию. Чтобы написать сжатое изложение, нужно выбрать основные моменты и выразить их более коротко. Например: «В тексте рассказывается о путешествии поезда, его движении по железной дороге и остановках на станциях. Пассажиры входят и выходят из поезда. Поезд проезжает через разные ландшафты — леса, поля, горы. В конце пути он прибывает на конечную станцию».
Изложение и его основные правила
Существуют определенные правила, которыми нужно руководствоваться при написании изложения:
1. | Выберите тему и определите основные аспекты, которые вы хотите рассказать. |
2. | Разделите ваше изложение на вступление, основную часть и заключение. |
3. | Во вступлении представьте тему изложения и привлеките внимание читателя. |
4. | В основной части изложите основные факты и аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. |
5. | |
6. | Проверьте и исправьте грамматические и пунктуационные ошибки. |
Изложение должно быть логичным, последовательным и понятным для читателя. Важно выделять ключевые моменты и не теряться в деталях. Соблюдение правил языка, грамотное использование пунктуации и разнообразие лексики также являются важными аспектами написания изложения.
Как выбрать главную мысль и структурировать текст
Определение главной мысли текста
Главная мысль текста – это основная идея, которую автор хочет донести до читателя. Чтобы найти главную мысль, необходимо внимательно прочитать текст, выделить его ключевые слова и фразы.
Пример: Если текст описывает путешествия по морю, ключевыми словами могут быть {‘путешествия’, ‘море’, ‘приключения’}. Главная мысль может звучать примерно так: «Путешествия по морю – это увлекательные приключения».
Структурирование текста
Структурирование текста включает в себя распределение информации по подразделам и абзацам. Это помогает читателю легче ориентироваться в тексте и понять его содержание.
Пример: Если текст о путешествии по морю, его можно структурировать следующим образом:
- Введение (знакомство с темой)
- Подраздел 1: Подготовка к путешествию (о выборе судна, снаряжении и т.д.)
- Подраздел 2: Путешествие по морю (описание пройденного пути, встречи с интересными местами и т.д.)
- Подраздел 3: Заключение (итоги путешествия, впечатления и т.д.)
- Заключение (подведение итогов и обобщение основной идеи)
Такая структура поможет читателю легко понять, о чем идет речь в каждом разделе текста и какая мысль передается в итоге.
Примеры сжатого изложения с комментариями
Пример 1
Мальчик, проходя по лесу, увидел растение. Растение оказалось малиной. Мальчик полюбовался на ягоды и сразу их сорвал. Попробовав несколько, мальчик остался доволен и пошел дальше.
Комментарий:
В данном сжатом изложении описывается краткий эпизод, связанный с мальчиком и малиной. Отсутствует дополнительная информация, что делает текст лаконичным.
Пример 2
Утром Тимофей надел свою любимую зеленую рубашку и вышел на улицу. На улице было тихо и спокойно. Тимофей пошел в гости к бабушке и принес ей свежие цветы. Бабушка была очень рада и пригласила Тимофея на обед.
Комментарий:
Этот текст также представляет собой сжатое изложение, где описывается краткое событие (посещение бабушки с цветами). Здесь также отсутствуют детали и подробности, которые делали бы текст более развернутым.
Различные виды заданий по сжатию изложения
При выполнении заданий по сжатию изложения ученикам предлагается переработать исходный текст таким образом, чтобы сохранить основные смысловые моменты при помощи кратких выражений.
Существуют различные виды заданий по сжатию изложения:
- Однотипное сжатие – задание заключается в своде целого текста к десяти высказываниям, содержащим информацию главного смысла.
- Постановка вопросов – ученик формулирует вопросы к тексту, выделяя в них основное и дополнительное.
- Исключение лишнего – задание состоит в выделении из текста наиболее значимых фактов, исключая второстепенные сведения.
- Подбор заголовка – ученику предлагается составить заголовок к тексту, отражающий его основную тему и смысл.
- Вставка пропущенного предложения – задание заключается в определении места вставки определенного предложения в текст.
- Вставка пропущенного слова – ученику предлагается вставить пропущенное слово в предложение таким образом, чтобы оно логически вписывалось в контекст.
- Перестановка предложений – задание состоит в перестановке предложений таким образом, чтобы сохранить логическую последовательность текста.
Выполнение заданий по сжатию изложения способствует развитию навыков анализа текста, логического мышления и умения выделять главное от второстепенного.
Типичные ошибки при сжатии изложения и как их избежать
Сжатое изложение требует особой внимательности и точности. Но несмотря на это, многие учащиеся делают типичные ошибки при написании сжатого изложения. Рассмотрим некоторые из них и узнаем, как их избежать.
- Ошибкой является неправильное понимание задания. Часто ученики путают сжатое изложение с сочинением. Для сжатого изложения необходимо выбрать главное, оставив второстепенные детали, а также не пропустить ключевые моменты текста.
- Ошибка в выборе информации для сжатого изложения. Ученики часто не умеют отличать главное от второстепенного. Необходимо обратить внимание на ключевые слова и предложения в исходном тексте, чтобы передать основную мысль автора.
- Проблемой является также неправильное использование языка и стиля написания при сжатии изложения. Ученики часто меняют стиль и язык оригинального текста, что ведет к искажению его смысла. Необходимо сохранять стиль и язык, использованные автором оригинального текста.
- Ошибка в оформлении и структуре сжатого изложения. Ученики часто не следуют логической структуре текста и делают его непонятным и разрозненным. Важно следовать последовательности событий и сохранять связность текста при написании сжатого изложения.
При выполнении сжатого изложения важно быть внимательным и точным, не совершать указанных выше ошибок, и тогда ваше изложение будет полноценным и логичным.