ISO 9001:2015 – это международный стандарт, устанавливающий требования к системам менеджмента качества. Он определяет принципы, которым должны следовать организации, чтобы обеспечить высокое качество продукции и услуг.
В стандарте ISO 9001:2015 уделено особое внимание организации процессов. Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих действий, которые преобразуют входные предметы деятельности в выходные. Для удобства классификации процессов стандарт определяет их разделение на группы.
В ISO 9001:2015 выделено семь групп процессов:
- Руководство организацией
- Управление ресурсами
- Реализация продукции или услуги
- Измерение, анализ и улучшение
- Управление рисками и возможностями
- Определение контекста и сторонних потребителей
- Управление проектом
1) Группа процессов «Руководство организацией» включает процессы, связанные с стратегическим планированием, установлением политики, определением целей и проверкой их достижения.
2) Группа процессов «Управление ресурсами» включает процессы, связанные с управлением человеческими ресурсами, инфраструктурой организации, обеспечением ресурсами и коммуникациями.
3) Группа процессов «Реализация продукции или услуги» включает процессы, связанные с планированием и контролем производства, созданием продукции или предоставлением услуги и поддержкой послепродажного обслуживания.
4) Группа процессов «Измерение, анализ и улучшение» включает процессы, связанные с измерением и мониторингом результатов, анализом данных и улучшением процессов.
5) Группа процессов «Управление рисками и возможностями» включает процессы, связанные с идентификацией и оценкой рисков и возможностей, планированием действий по их управлению и мониторингом их выполнения.
6) Группа процессов «Определение контекста и сторонних потребителей» включает процессы, связанные с анализом контекста организации, определением требований сторонних потребителей и установлением системы управления качеством.
7) Группа процессов «Управление проектом» включает процессы, связанные с определением и контролем проектных целей, планированием и управлением выполнением проектных работ.
Знание групп процессов ISO 9001:2015 поможет организациям более эффективно управлять своей деятельностью, оптимизировать процессы и повысить качество продукции и услуг.
ISO 9001 2015: Количество групп процессов
В новой версии стандарта ISO 9001:2015 была введена концепция процессного подхода к управлению качеством. Она предполагает организацию всех бизнес-процессов в компании в виде групп процессов, которые должны быть четко определены и описаны.
ISO 9001:2015 определяет четыре группы процессов:
- Руководство организацией — включает в себя процессы, связанные с определением стратегических целей и планированием деятельности компании;
- Управление ресурсами — включает процессы найма, обучения и развития персонала, управления финансовыми ресурсами и материальными активами;
- Производственные процессы — включают процессы, связанные с разработкой и производством продукции или предоставлением услуг;
- Обеспечение качества — включает процессы контроля качества продукции, анализа и улучшения бизнес-процессов.
Каждая группа процессов включает в себя несколько подпроцессов и активностей, которые взаимодействуют между собой и способствуют достижению целей организации.
Описание и документирование групп процессов является важным шагом при внедрении системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2015. Это позволяет обеспечить эффективность и непрерывное улучшение бизнес-процессов компании.
Классификация и организация процессов в стандарте
В стандарте ISO 9001:2015 процессы организации представлены в виде групп, называемых группами процессов. Они используются для обеспечения эффективного управления качеством в организации.
Классификация процессов включает в себя пять групп:
1. Руководящая группа процессов
Эта группа включает процессы, которые напрямую связаны с руководством организации и затрагивают стратегическое планирование, политику качества, управление рисками и другие аспекты управления качеством.
2. Операционная группа процессов
Эта группа включает процессы, связанные с основной деятельностью организации, такими как проектирование, разработка, производство и предоставление услуг. Она охватывает весь жизненный цикл продукта или услуги.
3. Поддерживающая группа процессов
Эта группа включает процессы, которые обеспечивают поддержку руководящим и операционным процессам. Она включает в себя процессы по управлению кадрами, обеспечению ресурсами, управлению инфраструктурой и другим поддерживающим деятельностям.
4. Процессы оценки производительности
Эта группа включает процессы, которые отслеживают и измеряют производительность всех остальных групп процессов. Они позволяют оценить эффективность управления качеством и принимать меры для улучшения процессов.
5. Улучшение процессов
Эта группа включает процессы, которые направлены на улучшение производительности, эффективности и качества всех других групп процессов. Они включают в себя процессы по управлению рисками, управлению изменениями и непрерывному улучшению.
Каждая группа процессов имеет свою специфическую цель и выполняет уникальные задачи, однако все они взаимосвязаны и вместе обеспечивают согласованность, эффективность и непрерывное улучшение системы управления качеством в организации.