Деепричастие – это неотъемлемая часть русского языка, способная придавать выразительности и динамики речи. Оно является одним из разновидностей причастий и представляет собой глагольную форму, сочетающую в себе черты глагола и наречия.
Каждое деепричастие имеет свою начальную форму, которая обычно отличается от формы глагола на -ть или -ться. Создание начальной формы деепричастия требует некоторых знаний и правил.
Во-первых, начальная форма деепричастия образуется добавлением к окончанию глагола определенных суффиксов, в зависимости от его типа. Во-вторых, необходимо учитывать изменение корня глагола и наличие огласованного суффикса, если таковой имеется.
Однако, стоит отметить, что не все глаголы образуют деепричастия. Некоторые глаголы могут иметь только причастие или другие формы, выражающие действие. Поэтому перед созданием начальной формы деепричастия необходимо проверить, является ли глагол деепричастным.
Основы грамматики деепричастий
Деепричастие образуется от глагола путем добавления к нему суффиксов -а/-я, -в/-вши, -вши/-ши, -ши/-вши. Они могут быть деепричастиями настоящего времени (-а/-я), прошедшего времени (-в/-вши) или образованы от глаголов движения (-вши/-ши) или причастия настоящего времени (-ши/-вши).
Деепричастия могут употребляться самостоятельно в предложении или в составе сложного и составного сказуемого. Они имеют формы мужского, женского и среднего родов, а также единственного и множественного числа. Они также могут изменяться по времени и виду.
В предложении деепричастия могут выполнять различные функции – обстоятельства образа действия, причины, цели, условия, времени и др. Они могут выражать разные отношения и зависеть от других членов предложения.
Примеры употребления деепричастий:
— Он сидел, размышляя о прошлом.
— Соня вернулась, ничего не сказав.
— Придя в гости, мы увидели красивый дом.
— Они ушли, не попрощавшись.
— Ученики пришли на урок, заспевая песни.
Таким образом, знание основ грамматики деепричастий позволяет более точно и изящно выражать мысли и перефразировать предложения.
Выбор глагола для создания деепричастия
При выборе глагола для создания деепричастия важно учитывать его значения и семантику. Например, глаголы, обозначающие движение, часто используются в деепричастии для описания действия, происходящего одновременно с другим действием. Например: бежать, прыгать, идти.
Также можно выбрать глаголы, обозначающие состояние или процесс, чтобы передать информацию о событии или условии. Например: спать, сидеть, говорить.
Помимо этого, можно использовать действительные глаголы, чтобы выразить эмоциональное состояние или намерение. Например: радоваться, желать, бояться.
Однако не все глаголы могут быть использованы для создания деепричастия. Некоторые глаголы имеют ограничения или специфическую семантику, которая не позволяет использовать их в этой форме. Поэтому при выборе глагола для создания деепричастия важно учитывать его грамматические, лексико-семантические и стилистические особенности.
Итак, при создании начальной формы деепричастия необходимо выбрать глагол, который наилучшим образом передаст желаемое значение и смысл. Это поможет создать грамматически правильное и стилестически соответствующее употребление деепричастия в тексте.
Способы образования начальной формы деепричастия
Существуют несколько способов образования начальной формы деепричастия:
- Добавление к инфинитиву окончаний -я/-яя или -у/-ю. Например: кушать → кушая, делать → делая.
- Добавление к инфинитиву суффикса -в или -вши. Например: петь → пев, петь → поющи.
- Изменение окончания инфинитива и добавление суффикса -т или -щ. Например: говорить → говоря, бежать → бегущи.
- Изменение корня инфинитива и добавление окончания -в или -вши. Например: видеть → видев, видеть → вижуши.
Правила образования начальной формы деепричастия могут варьироваться в зависимости от типа глагола и его спряжения. Поэтому при изучении деепричастий важно обратить внимание на эти особенности и запомнить правила образования начальной формы для каждого глагола.
Глаголы в качестве начальной формы деепричастия
- Идти
- Стремиться
- Смотреть
- Слушать
- Двигаться
Например, начальная форма деепричастия глагола «идти» имеет вид «идя». Она используется для образования времени «причастного настоящего», например: «Мать шла по улице, идя навстречу солнцу». Глагол «стремиться» имеет начальную форму деепричастия «стремясь», которая обозначает одновременность действия с другими действиями, например: «Он работал, стремясь достичь успеха».
Глаголы «смотреть», «слушать» и «двигаться» также могут быть использованы в качестве начальной формы деепричастия для обозначения одновременности действий. Например: «Она смотрела на него, улыбаясь».
Использование деепричастий в предложениях
Использование деепричастий в предложениях придает им дополнительную информацию и динамику, а также позволяет сделать текст более разнообразным и интересным для чтения. Они могут выполнять разные функции в предложении: причислять действие к определенному субъекту, обозначать одновременное действие, указывать на причину или условие выполнения действия и т.д.
Примеры использования деепричастий в предложениях:
1. Читая книгу, я наслаждаюсь красотой словесного искусства.
В данном предложении деепричастие «читая» указывает на одновременное действие: когда я читаю книгу, я наслаждаюсь красотой словесного искусства.
2. Устав от работы, он решил сделать перерыв и прогуляться по парку.
В этом предложении деепричастие «устав от работы» указывает на причину действия: поскольку он устал от работы, он решил сделать перерыв и прогуляться по парку.
3. Придя домой, она увидела, что ее семья устроила ей сюрприз.
В данном предложении деепричастие «придя домой» указывает на время выполнения действия: когда она пришла домой, она увидела, что ее семья устроила ей сюрприз.
Использование деепричастий в предложениях позволяет сделать текст более насыщенным и выразительным, а также передать дополнительную информацию о действии или событии.
Практические примеры и упражнения с деепричастиями
Пример 1:
Разбив тарелку супа о землю, Максим выбежал из дома.
Деепричастие «разбив» выражает одновременность действия с главным предикатом «выбежал».
Пример 2:
Мама, услышав громкий звук, бросилась к источнику шума.
Деепричастие «услышав» выражает одновременность действия с главным предикатом «бросилась».
Упражнение 1:
Образуйте деепричастие от глагола «смотреть».
Ответ: смотря
Упражнение 2:
Вставьте пропущенное деепричастие: «___ открытая книга, девочка сидела на кровати и читала».
Ответ: Держа