Николай Васильевич Гоголь, великий русский писатель, автор знаменитой «Мертвой души», в своем произведении причудливым образом изображает пороки и нравы русской общественности. Одной из ключевых линий сюжета является попытка главного героя, Чичикова, приобрести у землевладельцев «мертвые души» — крестьян, которые находятся в списке умерших, но еще числятся живыми в регистрационных книгах. Однако, удивительным образом, Ноздрев, один из покупателей, не может продать свои «мертвые души».
Ноздрев — типичный представитель дворянства, грузящийся в долги и прожигающий свою жизнь в поисках легкой наживы. Он старательно разыскивает потенциальных покупателей для своих «мертвых душ», но в итоге не может приблизиться к сделке. Повествование Гоголя приводит нас к мысли, что причиной невозможности продажи является не только реальное отсутствие ценности «мертвых душ», но и моральная коррупция общества.
Мертвые души в произведении Гоголя символизируют разложение русской действительности, обозначая фиктивность и отсталость в регистрации имущества и граждан. Они также выступают как наглядный образ бесчестия и кривотолковости дворянства. Искушение обмануть и получить выгоду от них у Ноздрева не вызывает сомнений, однако, представитель власти в виде Чичикова, который решает навести порядок в регистрационной системе, прерывает его зловредные замыслы. Это свидетельство о том, что причиной невозможности сделки является не только недостаточное качество товара, но и преобразование самого общества, фактор, который Ноздрев плохо принимает и крайне нежелает принять.
История книги «Мертвые души» и судьба рукописи
Пушкин начал работу над романом в 1835 году. Идея книги возникла после прочтения сатирического произведения Николая Гоголя «Ревизор». Основным героем «Мертвых душ» стал Чичиков – человек, который путешествует по российским губерниям и покупает у помещиков «мертвые» души, т.е. крестьян, которые уже умерли, но все еще числятся владельцами в местном реестре и могут приносить доход новому владельцу.
Тем не менее, первая часть романа, опубликованная в журнале «Современник», имела большой успех у читателей. Пушкин планировал создать еще две части, но из-за политических обстоятельств и его смерти в 1837 году проект так и остался незаконченным.
Сама рукопись Пушкина была передана его жене, Наталье Николаевне. Она упорно боролась за право публикации оставшейся части романа, но сталкивалась с трудностями из-за цензуры. И только в 1842 году, после смерти Натальи Николаевны, вторая часть «Мертвых душ» была наконец опубликована.
Однако и это было не всё. Третья и заключительная часть романа так и осталась не дописанной. Поэтому и судьба рукописи стала предметом долгих споров и раздоров.
Неопровержимые доказательства вышли на свет как в суровую, дребезжащую ночь; десница их оказалась суровым бичом для недостойных и поддатых лжеученым выходцам, коих исчезло так, словно их никогда и не было, точно выцвевших образов и скрижалей сбирающегося предпещества окончательного разрушения тех самых губернаторских кабинетов, в которые родители нашего героя каждый год вполголоса молились о том, чтобы им в dE