СОЛАС 2016 – это Международная конвенция по безопасности жизни на море, которая регулирует условия плавания морских судов и обеспечивает безопасность экипажа и пассажиров. Одной из важных глав конвенции является глава 8, которая регулирует требования к несению вахты на судах.
Несение вахты – это одна из наиболее ответственных задач для экипажа морского судна. Каждый член экипажа, независимо от профессии и должности, должен участвовать в вахте, чтобы обеспечить постоянную безопасность и надлежащее функционирование судна.
Глава 8 СОЛАС 2016 устанавливает основные требования к несению вахты, а также описывает права и обязанности членов экипажа в этом процессе. Важно отметить, что эти требования являются минимальными и могут быть усилены национальным законодательством и правилами компании.
Основные положения СОЛАС 2016
Главная цель СОЛАС – обеспечить безопасность всех видов морского сообщения, включая пассажирские и грузовые суда, а также суда спасательных служб и буровые установки. Он содержит широкий спектр требований, начиная от проектирования и конструкции судов до радиосвязи, пожарной безопасности, электрических систем и многое другое.
СОЛАС 2016 является последней редакцией Конвенции и был принят Международной морской организацией (ММО) в конце 2014 года. Он включает ряд изменений и дополнений, которые направлены на улучшение безопасности и защиты окружающей среды. Он вступил в силу 1 января 2016 года и применяется ко всем судам под флагом государств-членов ММО.
СОЛАС 2016 включает в себя 13 глав, каждая из которых содержит требования и стандарты, связанные с определенными сферами безопасности. Он охватывает такие вопросы, как огнетушители, спасательные средства, предотвращение столкновений, радиосвязь, грузовые операции, медицинская помощь на борту и многое другое. Каждая глава имеет свой номер и название, чтобы облегчить поиск и понимание соответствующих требований.
Номер главы | Название главы |
---|---|
Глава I | Общие положения |
Глава II-1 | Строительная мощность и размещение грузовых помещений |
Глава II-2 | Пожарная безопасность |
Глава III | Охранные средства |
Глава IV | Общие требования безопасности для судов, перевозящих людей |
Глава V | Международная система глобальной радиосвязи обеспечение безопасности и аварийной радионавигационной службы |
Глава VI | Перевозка опасных грузов |
Глава VII | Перевозка контейнеров |
Глава VIII | Радионавигационное оборудование |
Глава IX | Обслуживание судов и менеджмент |
Глава X | Операции, связанные с аварийным исчезновением судов и поиском и спасением |
Глава XI-1 | Судовые комплекты аварийных средств, средсказа мер, пассивную безопасность и оперативную погружение судна |
Глава XI-2 | Идентификация судов и спутниковая система отслеживания |
Глава XII | Добавочные сведения и документы |
Эти главы представляют собой основу требований СОЛАС. Каждая глава содержит детальные указания и стандарты, которые должны быть соблюдены во избежание возникновения аварий и обеспечения безопасного плавания. Как правило, каждая глава СОЛАС имеет свои подразделы, которые уточняют и дополняют требования основной главы.
Требования к несению вахты
СОЛАС 2016 устанавливает ряд требований к несению вахты на судне, которые необходимо соблюдать для обеспечения безопасности и эффективности морской навигации.
Согласно главе V/2-1 СОЛАС 2016, судовладелец должен разработать и реализовать систематический подход к управлению вахтой на судне, включающий организационные, операционные и технические меры. Это включает:
Требование | Описание |
---|---|
Ограничение продолжительности вахты | Судовладелец должен установить максимально допустимую продолжительность вахты для членов экипажа судна, исходя из медицинских, психофизиологических и эргономических аспектов. |
Разделение обязанностей и ответственности | Судовладелец должен обеспечить разделение обязанностей и ответственности между членами экипажа, чтобы гарантировать эффективность и своевременность выполнения задач. |
Обучение и сертификация | Судовладелец должен обеспечить, чтобы вахтенный состав был достаточно квалифицирован и обучен для выполнения своих обязанностей безопасно и эффективно. Требования к квалификации определены главой V/4-1 СОЛАС 2016. |
Вахтенный график | Судовладелец должен разработать и реализовать вахтенный график, который учитывает медицинские и психофизиологические аспекты, а также обеспечивает необходимый отдых и периодические перерывы для членов экипажа. |
Мониторинг и контроль | Судовладелец должен осуществлять мониторинг и контроль за соблюдением требований по несению вахты на судне и принимать меры по устранению выявленных несоответствий. |
СОЛАС 2016 также содержит дополнительные требования к несению вахты на управляемых объектах, таких как танкеры и пассажирские суда, а также к работе в условиях ограниченной видимости, как указано в главе V/2-2.
Безопасность и эффективность морской навигации тесно связаны с правильным несением вахты на судне. Соблюдение требований СОЛАС 2016 помогает уменьшить риск возникновения неправильных действий и ошибок экипажа, что в свою очередь способствует предотвращению несчастных случаев и сохранению жизни на море.
Регламентирование длительности вахты
Основной документ, определяющий требования к длительности вахты на судах, представляет собой Номер главы 8 регламента СОЛАС 2016 «Требования к персоналу судна». Этот регламент определяет длительность вахты в зависимости от ситуации и роли члена экипажа.
Согласно регламенту, обязательно должен быть соблюден режим вахты для защиты человеческого фактора и обеспечения безопасности на судне. Длительность вахты должна соответствовать стандартам и не превышать максимально допустимое значение.
Роль члена экипажа | Длительность вахты |
---|---|
Капитан | Не более 6 часов в течение 24 часов |
Офицеры и члены экипажа | Не более 12 часов в течение 24 часов |
Рабочий персонал | Не более 14 часов в течение 24 часов |
Для кратковременных операций и портовых маневров допустимо временное превышение установленной длительности вахты с соблюдением установленных процедур и мер предосторожности.
Капитан судна несет ответственность за соблюдение режима вахты, а также за принятие решений, связанных с вахтой и распределением ресурсов экипажа.
Обучение и аттестация членов экипажа по требованиям регламента СОЛАС 2016 является обязательным, чтобы обеспечить правильное понимание правил и требований по несению вахты.
Постановка и смена вахты
В соответствии с требованиями СОЛАС 2016, постановка и смена вахты должны осуществляться в соответствии с установленными правилами и процедурами. Данные правила и процедуры разработаны с целью обеспечения безопасности и эффективности работы экипажа.
1. Постановка вахты:
- Перед постановкой вахты, член экипажа должен быть надлежащим образом проинструктирован о своих обязанностях, ответственности и требованиях по безопасности.
- Вахта должна быть поставлена на определенное время и должна быть ясно записана во вахтенном журнале.
- Перед постановкой вахты, особое внимание должно быть уделено состоянию экипажа. Члены экипажа должны быть адекватно отдыхавшими и способными выполнять свои обязанности.
2. Смена вахты:
- Перед сменой вахты, член экипажа должен убедиться в готовности замещающего его члена экипажа и передать ему все необходимые сведения и инструкции.
- Обоим членам экипажа следует совместно провести процедуру передачи вахты, включающую обсуждение состояния систем, датчиков, оборудования и выполнение других необходимых проверок.
- Смена вахты должна происходить плавно и безопасно, чтобы избежать потери информации или нарушений в работе экипажа.
Важно соблюдать все требования и процедуры, связанные с постановкой и сменой вахты. Это поможет создать условия для безопасной и эффективной работы экипажа на судне.
Обязанности персонала
- Соблюдать нормы безопасности: Персонал должен быть внимательным и бдительным, постоянно следить за состоянием оборудования и соблюдать все инструкции по безопасности, указанные в регуляционных документах.
- Осуществлять контроль за входом и выходом: Персонал, осуществляющий вахту, должен контролировать вход и выход на борт судна, проверять удостоверения личности и следить за тем, чтобы все посетители и работники соблюдали безопасные процедуры.
- Полностью заполнять вахтенные журналы: Персонал должен вести подробные записи о всех событиях, произошедших во время его вахты, включая прибытие и отбытие судна, изменения в составе экипажа и другие важные сведения.
- Соблюдать правила огнетушения: Персонал должен быть хорошо обучен и всегда готов к тушению пожара. Он должен знать расположение огнетушителей и своих обязанностей в случае возникновения пожара.
- Выполнять процедуры эвакуации: Персонал должен знать процедуры эвакуации и быть готовым к немедленному действию в случае чрезвычайной ситуации или тревоги.
- Соблюдать дисциплину и порядок: Персонал должен выполнять все указания начальства и соблюдать дисциплину и порядок на борту судна.
Соблюдение этих обязанностей поможет обеспечить безопасность и эффективность работы персонала, несущего вахту на борту судна.
Контроль и отчетность
Контроль
При несении вахты согласно требованиям главы 8 СОЛАС 2016, судовладельцы и операторы судов обязаны осуществлять контроль за выполнением указанных требований. Контроль может быть проведен с использованием настоящего Кодекса, а также других средств, например путем проведения инспекций и проверок.
В случае выявления нарушений требований главы 8 СОЛАС 2016, судовладельцы и операторы судов обязаны принять меры по устранению выявленных нарушений в установленные сроки.
Отчетность
Судовладельцы и операторы судов обязаны предоставлять отчетность в соответствии с требованиями главы 8 СОЛАС 2016. Отчетность может включать следующую информацию:
- данные о сроках и продолжительности работы вахты;
- информацию о выполнении требований главы 8 СОЛАС 2016;
- данные об оборудовании, использованном для обеспечения безопасности и работоспособности судна во время несения вахты;
- информацию о тренировках и обучении персонала, выполненных в рамках требований главы 8 СОЛАС 2016;
- другую информацию, необходимую для контроля и оценки соответствия требованиям главы 8 СОЛАС 2016.
Отчетность должна быть предоставлена в установленные сроки и обязательно должна быть доступна для контроля соответствующих органов и администраций.