Для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) требования по гигиене очень строгие. Ведь дети, исследуя окружающий мир, часто пробуют предметы «на зубок». Играют все вместе на полу одними игрушками, забывают регулярно мыть руки. В каждом ДОУ есть целая команда, следящая за санитарным состоянием. Первые на линии борьбы за чистоту – помощники воспитателей. На них ежедневные уборки в детском саду, а также генеральные и санитарные, посуда.
Виды уборки
Содержание
В ДОУ следят за соблюдением требований ответственные по санитарному состоянию – медработник детского сада и заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе. Они составляют алгоритмы и графики ежедневных и генеральных уборок в ДОУ, обучают помощников воспитателей. Вся работа персонала согласуется по «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к ДОУ».
- Вид уборки зависит от объема, интенсивности и частоты проведения:
- Текущая. Влажная обработка проводится не менее 2 раз в день во всех помещениях. Это группы, спальные и игровые зоны, туалетные комнаты и кухонный блок.
- Генеральная. Ежедневная уборка в детском саду. Более интенсивная, чем текущая. На поверхности сначала наносится моющий раствор, выдерживается некоторое время, затем смывается. График генеральных уборок для разных поверхностей составляется медработником. Например, по понедельникам «генералят» мебель, по вторникам – санузел и т.д. Как правило, в неделю бывает 4 генеральных и 1 смена белья.
- Санитарная (санитарный день). В присутствии детей можно использовать только хозяйственное мыло. Но во время санитарной обработки, необходима дезинфекция поверхностей хлорсодержащими средствами из списка разрешенных в ДОУ. Поэтому такая уборка проводится раз в месяц в закрытом для посещения детском саду.
Помощники воспитателей ведут журнал о соблюдении ежедневного графика уборки помещений в детском саду.
Правила проведения ежедневной уборки
Спецодежда помощника воспитателя для проведения ежедневной уборки помещений в детском саду состоит из двух фартуков и косынок. Отдельно для общей обработки и санузла. Для влажной уборки и мытья поверхностей используется только хозяйственное мыло. Дезинфицирующие средства при ежедневной уборке в детском саду применяются только для чистки сантехники. Во время текущей уборки, обрабатываются:
- Напольные покрытия. По графику ежедневной уборки группы в детском саду. Линолеум моется не менее 2 раз в день с мыльным раствором. А ковровые покрытия пылесосят. При необходимости вымывают загрязнения моющим средством. Особое внимание уделяется местам, где обычно скапливается пыль.
- Это дверные ручки, мебельная фурнитура, выключатели, твердые поверхности мебели. Они по графику ежедневной уборки в детском саду моются с мыльным раствором.
- Обеденные столы. Моются горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.
- Игрушки. Моются воспитателями в конце дня в специально выделенных емкостях.
- Санузел. Сантехника (раковины и унитазы) моется с применением моющих и дезинфицирующих средств ветошью и щеткой дважды в день. Сантехническая фурнитура (сидения унитазов, смывные ручки), дверные ручки моются с мылом, без дезинфицирующих средств.
По графику ежедневной уборки в детском саду в спальных зонах влажная уборка проводится после дневного сна. В группах – после приемов пищи. Или до приема детей и в конце рабочего дня. В спортивном зале – 1 раз в день. Помещения обязательно проветриваются.
Обработка и хранение уборочного инструментария
Главное требование к уборочному инвентарю – строгое разделение по назначению и местам использования. Это делается для того, чтобы не допустить перекрестного загрязнения и переноса бактерий с одного участка на другой. Для этого весь инвентарь маркируется ярким цветом и подписывается. Например, «Для раздевалки», «Для группы» и т.д.
Ветошь для уборки туалетных комнат должна обязательно маркироваться красным цветом. Для группового блока должно быть не менее 3 комплектов уборочного инструментария.
Базовый набор уборочного инвентаря для ежедневной уборки в ДОУ, это:
- швабры;
- ведра;
- ветошь;
- щетки.
После уборки весь инвентарь тщательно промывают горячей водой с моющим средством и дезинфицируют. Например, замачивают на час в растворе 0,2% сульфохлорантина. Затем вымывают остатки средств и хорошо просушивают.
Ворс у щеток обязательно искусственный, длиной не менее 3 см.
Одно из важнейших требований – хранение комплектов уборочного инвентаря для групп и санузла. А также всех моющих и дезинфицирующих средств в туалетной комнате в специальных шкафах, закрывающихся на ключ.
Ветошь для посуды и столов
Посуда и кухонные принадлежности моются только ветошью и щетками. Губками пользоваться для мытья посуды в ДОУ запрещено. Так как они имеют пористую структуру, хуже очищаются от остатков еды и моющих средств.
Ветошь – это аптечная марля, сложенная в 8 раз. Для столов и посуды должны быть отдельные комплекты ветоши, по 4 штуки. После каждого применения, ветошь замачивается на 30 минут, простирывается и просушивается. Для замачивания и для чистой ветоши должны быть отдельные промаркированные емкости с крышками. Хранится вся ветошь в сухом виде. Меняется по мере необходимости на новую.
Питьевые стаканы моют, как посуду
Вся посуда, будь то питьевые стаканы, тарелки, ложки, моются по одинаковому алгоритму. Но отдельно друг от друга:
- сначала моются стаканы, кружки;
- затем тарелки;
- после этого столовые приборы.
Моются посуда и столовые приборы в двух или трех технологических ваннах:
- Сначала механически удаляются остатки еды.
- Затем в первой ванне посуда промывается в горячей воде мыльным раствором.
- После вся посуда тщательно промывается во второй ванне при помощи шланга с насадкой по типу «Лейка». Вода для мытья посуды должна быть не менее 65 °С.
- После этого посуда выставляется на решетку или специальную сетку до полного высыхания.
Создание и поддержание безопасного санитарного окружения для воспитанников детского сада – процесс трудоемкий, требующий следования строгим правилам и алгоритмам. И ежедневная уборка помещений в детском саду первая в списке необходимых действий. Персонал детских садов с готовностью выполняет ее каждый день. Ведь здоровье и счастливое детство маленьких исследователей во многом зависит от условий, в которых они растут.