Помещения клиническо-диагностической лаборатории требуют соблюдения целого ряда рекомендаций и требований, дабы предотвратить распространение инфекций и заболеваний, ввиду того что работы проводятся с патогенными биологическими агентами. Поэтому генеральная уборка в КДЛ строго регламентирована.
Правильное устройство лаборатории
Содержание
Есть ряд требований к обустройству помещения лаборатории, чтобы обезопасить сотрудников и обеспечить чистоту забора и исследований биоматериалов.
- Входная дверь должна быть подписана, с соответствующим знаком “Биологическая опасность”.
- Вся комната должна быть разделена на зоны – заразную, где проводятся работы с биоматериалами и чистую, где контакт исключен.
- Из лаборатории выносить можно только продезинфицированные инструменты.
- Все поверхности должны быть гладкими и устойчивыми к влаге и моющим средствам.
- В “заразной” зоне всё оборудование нужно расположить на расстоянии от стен, чтобы была возможность дезинфекции поверхностей.
Мероприятия по дезинфекции в КДЛ
В лабораториях используют физические и химические способы дезинфекции. Также для обеззараживания применяются паровые стерилизаторы.
Химические средства
Все поверхности, отходы, спецодежда и мебель дезинфицируется при помощи химических средств, у которых широкий спектр антимикробной деятельности.
Физические средства
При помощи пара стерилизуют:
- лабораторную посуду;
- защитную одежду.
Периодически проводят биотесты, чтобы проверить качество стерилизации.
Нормативные документы, регулирующие уборку в КДЛ
С января 2023 года вступил в действие новый СанПиН СП 2.1.3678-20 который регламентирует и сроки проведения уборки.
Правила использования моющих и дезинфицирующих средств
Для уборки в КДЛ используют только препараты, что разрешены Департаментом госанэпиднадзора Минздрава России и имеют соответствующий сертификат. Они должны:
- Уничтожать всех возбудителей инфекций.
- Быть моющими или совмещаться с моющими.
- Быть относительно безопасными и низкотоксичными.
- Не портить обрабатываемые поверхности.
- Быть неогнеопасными и не оказывать фиксирующее действие на органику.
Текущая уборка
Влажная уборка в помещениях проводится минимум дважды в день. В процессе обрабатываются подоконники, оборудование, мебель, пол и двери. В процессе:
- Надевают защитную одежду.
- Обрабатывают дезинфицирующим раствором все рабочие поверхности, оборудование, двери, раковины.
- Чистой водой смыть дезсредство при помощи чистой ветоши.
- Промыть пол способом “двух вёдер”.
- Использовать бактерицидную лампу для дезинфекции, по инструкции.
- Хорошо проветрить очищенное помещение.
- Обеззаразить инвентарь и ветошь, промыть и высушить. Разместить на хранение.
Генеральная уборка в КДЛ
По графику уборка должна проходить один раз в 30 дней. Она проводится когда в помещении нет пациентов.
Применяют:
- защитные средства;
- дезинфицирующий раствор;
- чистую ветошь;
- промаркированный инвентарь.
Персонал что будет проводить уборку должен быть здоров, пройти соответствующий инструктаж.
Проведение генеральной уборки в КДЛ
Последовательность действий должна проходить так:
- Надевается специальная защитная одежда.
- От стен отодвигается все мебель, чтобы удобно было проводить уборку.
- Убрать мусор и все отходы.
- При помощи ветоши и ершей очистить пространство за батареями моющим средством, смыть водой.
- На всех поверхности нанести дезсредство и оставить на 60 минут.
- Снять перчатки и фартук, надеть чистую спецодежду.
- Все поверхности при помощи чистой стерильной ветоши промыть чистой водой.
- Вымыть способом “двух ведер” пол. Это значит, что в одной емкости дезраствор, а в другой – чистая вода.
- После уборки обеззаразить воздух при помощи бактерицидной лампы, соответственно площади помещения и мощности прибора.
- Проветрить помещение.
- Инвентарь и ветошь продезинфицировать, сполоснуть и высушить, поместить на хранение.
- Спецодежду отправить в прачечную.
- Отметить проведение уборки в соответствующих журналах.